Отвечая 16 декабря на вопрос азербайджанского журналиста о способах помощи странам региона в противостоянии «российскому влиянию», помощник американского госсекретаря по военно-политическим вопросам Кларк Купер заявил о «риске дестабилизации», обусловленном развёртыванием российской миротворческой миссии в Нагорном Карабахе. Мол, в Вашингтоне выступают за мирные переговоры по Карабаху при участии Минской группы ОБСЕ, а также «уделяют дополнительное внимание гуманитарному пространству». Правда, в чём это «дополнительное внимание» выражается, когда Россия решает в регионе масштабные и непростые гуманитарные задачи, остаётся неясным.
«Мы всегда на протяжении многих лет… исходили из того, что Азербайджану должны быть возвращены семь удерживаемых районов вокруг Нагорного Карабаха. Сам статус Нагорного Карабаха должен остаться неизменным, то есть должен быть передан на будущее. Должен быть зафиксирован статус-кво в Нагорном Карабахе, но при обязательном создании возможности общения между Нагорным Карабахом и Арменией, для чего предполагалось создать так называемый Лачинский коридор, то есть это коридор связи между Арменией и Нагорным Карабахом», – отметил в ходе недавней ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин.
Пока сложно сказать, удастся ли после радикальной смены военно-политических декораций на Южном Кавказе возобновить деятельность международного посреднического формата, оказавшегося, мягко говоря, не слишком эффективным. В ходе своего недавнего визита в Баку сопредседатели Минской группы ОБСЕ получили жёсткую выволочку от президента Ильхама Алиева, не устающего повторять, что нагорно-карабахский конфликт «остался в прошлом», а статус Карабаха «пошёл в ад». После шести недель войны приостановить боевые действия удалось исключительно по результатам активного посредничества Москвы, в то время как рассуждения Роберта О'Брайена об отправке в регион «скандинавских миротворцев» оказались пустой болтовнёй.
Азербайджанские военнослужащие на трассе Горис - Капан
Пользуясь, по результатам деятельности Пашиняна и связанных с ним сил (от псевдорелигиозных сект до «питомцев гнезда» Сороса), параличом власти в Армении, в Баку стремятся зафиксировать выгодную для себя конфигурацию границ. Прежде всего – в Сюнике, где под угрозой оказалась основная дорога, связывающая Горис с Капаном и Мегри, но также – в Вайоцдозре и Гехарунике, то есть в тех областях, которые выпускник МГИМО, выступая 10 декабря в ходе военного парада, обозначил как «исконно азербайджанские земли». Сосредоточившись на удержании эфемерной власти, Пашинян и его люди, похоже, перекладывают решение ключевых вопросов безопасности оставшейся «армянской» части Карабаха и самой Армении (вплоть до делимитации и демаркации спорных участков границы) на российских военнослужащих. При этом любой инцидент будет преподноситься прозападными СМИ как аргумент в антироссийском ключе в пользу установления «добрососедских отношений» с Баку и Анкарой. Капан, Горис и многие приграничные сёла Сюникской области, как и в 1991-1992 гг., вновь оказались под прямой угрозой обстрелов и диверсионно-террористических вылазок.
Жители Сюника видеть окружённого многочисленной охраной Пашиняна у себя не хотят
Недавнее выступление Ильхама Алиева на саммите глав государств СНГ свидетельствует о его поддержке Пашиняна с его сектантским мировоззрением и пораженческим курсом; основные положения этого курса неоднократно излагались и формулировались газетой «Айкакан Жаманак» на протяжении последних двух десятилетий. Гипотетическое подписание договора о границе с Азербайджаном (спешно демаркируемой по Google-картам, при наличии «невостребованных» карт и при отсутствии профильной службы. заблаговременно расформирвоанной полгода назад) и окончательный «вывод армянских войск» из Карабаха, как того требуют в Баку, переведут Ереван на рельсы «нового политического мышления» с отказом от поддержки карабахских армян, которые отныне будут рассматриваться как «граждане Азербайджана». После этого переезд большей их части в Армению, а многих в Россию станет лишь вопросом времени. А значит, «отпадёт нужда» в российской миротворческой миссии, уже ставшей объектом завуалированных нападок. Так, в Азербайджане вызвало недовольство включение в зону проведения российской миротворческой операции армянских сёл Хцаберд и Хин-Тахер Гудрутского района (в границах бывшей НКАО), практически полностью захваченных азербайджанской армией при поддержке турок в октябре 2020 года.
Президент Азербайджана выступает с очередным обращением к нации
Перемирие, достигнутое в ночь на 10 ноября при посредничестве Кремля с последующей «миротворческой интервенцией», помешало Баку занять оставшуюся территорию Карабаха, включая Степанакерт (Ханкенди), сетуют в Азербайджане и на Западе. Из нескольких посланий президента Алиева можно сделать вывод, что согласие Баку на миротворческую миссию Москвы было получено в обмен на гарантии перехода под контроль Баку Агдамского, Кельбаджарского и Лачинского районов, бои за которые были бы чреваты большими потерями. Быстрое развёртывание российских «миротворцев» (это слово часто пишется в кавычках) закрепило «продолжающееся удержание Арменией части Нагорного Карабаха», и в дальнейшем Москва якобы может создать условия для создания в анклаве «российского протектората». Высказывается недовольство фактическим превышением численности российских военнослужащих сверх указанных в заявлении 1960 человек за счёт специалистов учреждённого указом президента РФ Межведомственного гуманитарного центра, включающего специалистов МЧС России и других ответственных за гуманитарные акции «военизированных ведомств». Командование миротворцами генерал-полковником Рустамом Мурадовым и начальником штаба генерал-майором Андреем Волковым представляется как якобы «несоразмерное» их заявленной численности.
Мартунинский район Нагорного Карабаха
Заявление о прекращение военных действий не содержит ссылок на какой-либо правовой или политический статус Нагорного Карабаха. Де-факто он оказался разделённым на южную, подконтрольную Баку часть (до 40 % территории бывшей НКАО) и остальную территорию, защищённую российскими миротворцами. Однако рельеф местности и позиции противостоящих сторон предполагают образование многочисленных «серых зон», способных стать источниками серьёзных проблем. Любой, повторяем, инцидент будет раздуваться по аналогии между Нагорным Карабахом и Южной Осетией, Абхазией, Приднестровьем, также находящимися под защитой российских войск от попыток военной «реинкорпорации» их со стороны Грузии и Молдовы соответственно. Сотрудничество Москвы с властями этих де-факто государств рассматривается как путь к их постепенному обособлению от бывших метрополий. Для упрощения логистики российская и армянская стороны рассматривают возможность восстановления и модернизации аэропорта в Аскеранском районе, что означает создание прямой коммуникации между Россией и Арцахом. «Тёплая встреча [Р. Мурадова и президента Нагорного Карабаха Араика Арутюняна] и отсутствие дистанции в отношениях между российскими миротворцами и сепаратистами» вызывает недовольство в Баку, как и публикуемые Министерством обороны РФ карты операции с меняющимися на отдельных участках границами.
Карта российской миротворческой операции в Нагорном Карабахе
Согласно тиражируемому националистическому нарративу, в 1920 году «русские большевики» легко одолели мусаватистский режим не в последнюю очередь потому, что армия «Азербайджанской Демократической Республики» была отвлечена на «войну с Арменией в Карабахе». В конце 1980-х годов позиция Москвы в связи с набиравшим обороты конфликтом рассматривалась как «проармянская», а успехи в 1992-1994 гг. по ряду направлений карабахских отрядов самообороны и помогавшей им Армении объяснялись помощью им со стороны Москвы и «армянского лобби» в России. В более широком контексте карабахский конфликт рассматривается в контексте «имперских происков России», стремящейся с помощью армян закрепиться в Закавказье. Примечательно, что в начале 1990-х годов и Абульфаз Эльчибей, и сменивший его Гейдар Алиев (отец действующего президента) последовательно отвергали идею размещения российского воинского контингента, притом что Азербайджан был тогда неизмеримо слабее, чем сейчас.
Развёртывание российских миротворцев в Нагорном Карабахе спустя четверть века после окончания «первой войны», в принципиально иной ситуации, уже становится поводом для раскручивания негативных аллюзий, против которых зачастую бессильны аргументы прагматического характера. Искусственно провоцируемые обвинения в «дестабилизации» Россией Нагорного Карабаха сопровождаются обвинениями в несоблюдении требований ООН и подходов «Минской группы ОБСЕ», согласно которым любая миротворческая операция в регионе должна исключать войска стран-союзников той или иной стороны, соседних стран или стран-сопредседателей. Здесь имеется в виду Россия как военно-политический союзник Армении, которая гарантирует сохранение государственных структур непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, по поводу чего «западные партнёры» сильно беспокоятся. Тот факт, что перестала литься кровь, их не волнует, геополитика важнее. Ведь если переговоры в какой-то форме возобновятся, то Россия после достижения своей «давней цели» способна оказать на них «решающее влияние», в том числе опираясь на своё «военное присутствие на местности».
В качестве фактора, «уравновешивающего» усилия Москвы по стабилизации обстановки, будет использоваться «неоосманская» Турция, действующая в Закавказье в том числе как ближайший (непростой) партнёр Вашингтона и особенно Лондона. У Анкары нет необходимости искать баланс между противоборствующими сторонами, одна из которых серьёзно ослаблена военным поражением и острейшим внутриполитическим кризисом. Уровень связей между Анкарой и Баку позволяет нарастить турецкое военное присутствие в прикаспийской республике настолько, насколько в Ак-Сарае сочтут необходимым. И тогда возможные проблемы в деятельности российских миротворцев будут обернуты для общественного мнения в Азербайджане на пользу Анкаре. Наконец, несмотря на информацию о возвращении на Ближний Восток некоторой части переброшенных для войны против Карабаха боевиков террористических группировок, остальные могли остаться на месте «до востребования».
Всё перечисленное не делает российскую миротворческую операцию в нестабильном, быстро меняющемся регионе более лёгкой. По мере оформления консолидированной линии НАТО на антироссийской основе вызовы перед Москвой в Закавказье приобретают новое измерение.