Восстановление экономики Китая во второй половине 2020 года было основано на высвобождении отложенного спроса и более быстром, чем ожидалось, возобновлении производства и экспорта. Эта тенденция по всем признакам сохранится в 2021 году, что обеспечит сохранение высоких темпов экономического роста.
Рост будет обеспечиваться опорой на внутренний рынок и импортозамещением в важнейших отраслях. Продолжится реализация государственной программы «Сделано в Китае – 2025», которая ставит целью обеспечить КНР полную технологическую независимость. Китайский опыт в этой области имеет важное значение для России. Наша страна, как и Китай, оказалась во многом перед похожими трудностями, столкнувшись, помимо прочего, с недобросовестной конкуренцией на мировых рынках со стороны Запада.
Прогнозы по ускорению экономического роста в текущем году отталкиваются от макроэкономических показателей КНР, которые указывают на положительную динамику уже со второго квартала 2020 года. Так, ВВП Китая вырос во втором квартале на 3,2%, а в третьем квартале 2020 года – на 4,9% в годовом исчислении. По четвёртому кварталу пока точных данных нет, но эксперты подтверждают рост в пределах 5,5 – 6%. В целом, по предварительным данным, китайская экономика выросла в кризисном 2020 году на 1,9% и оказалась единственной крупной экономикой мира, показавшей пусть скромный, но рост.
По оценкам Центра прогнозирования Китайской академии наук, темпы роста ВВП Китая в 2021 году увеличатся до 8,5%. Этот прогноз близок к оценкам роста ВВП КНР, сделанным Всемирным банком, который ожидает ускорение экономического роста Китая в 2021 году до 7,9%. Ряд ведущих китайских экономистов считают, что рост ВВП в первом квартале нового года может достичь 15% в годовом исчислении или даже больше. За тот же период 2020 года ВВП сократился на 6,8%.
Общий объём экспорта и импорта КНР в 2021 году, как ожидается, вырастет на 5,7% в годовом исчислении, а капиталовложения в основные фонды увеличатся в годовом исчислении на 7%.
В наступившем году потребление в Китае станет основной движущей силой экономического восстановления. Номинальные темпы роста этого сектора в 2021 г. составят примерно 11% в годовом исчислении. Здесь показателем служат розничные продажи потребительских товаров в ноябре 2020 г., которые выросли на 5% в годовом исчислении. Это был четвёртый месяц положительного роста с августа. А всего вклад потребительских расходов в экономический рост в третьем квартале 2020 г. составил 34,9% по сравнению с отрицательными 73% во втором квартале.
Ожидается, что в 2021 г. годовой располагаемый доход сельских жителей (их доходы меньше доходов жителей городов и потому служат более надёжным мерилом результативности экономики) на душу населения вырастет примерно на 8,3% в реальном выражении и достигнет 18 553 юаней (около 2870 долл.). При этом, согласно данным Центра прогнозирования академии наук, в 2021 году в Китае ожидается умеренный рост цен (всего на 1,1%).
Причиной быстрого восстановления производства в Китае в 2020 г. стали крупные государственные расходы на дорожно-транспортную и промышленную инфраструктуру. В 2021 году эти расходы должны увеличиться ещё на 2%. То есть инфраструктурное строительство, финансируемое государством, и в наступившем году останется гарантированной основой экономического роста, обеспечивая расширение внутреннего спроса в смежных отраслях.
Что касается фискальной и денежно-кредитной политики в 2021 г., то китайские власти, как информирует вице-министр Национальной комиссии по развитию и реформам Нин Цзичже, будут поддерживать активный курс, избегая чрезвычайных мер и стабилизируя экономику на «разумном» уровне.
Управляющий Народным банком Китая И Ган обратил внимание на то, что рост денежной массы и совокупного финансирования в целом соответствует номинальным темпам экономического роста. Действительно, Народный (Центральный) банк КНР до сих пор не обращался к мерам количественного смягчения в денежно-кредитной политике, как США и ЕС. Китай остаётся одной из немногих крупных экономик, продолжающих использовать нормальные монетарные меры. Это объясняется тем, что в КНР основной упор в восстановлении экономики был сделан на фискальную область. Спрос поощрялся уменьшением налогов и сборов при одновременном расширении государственной поддержки отдельных слоёв населения, малого и среднего предпринимательства. Министр финансов Лю Кун говорит, что Китай сохранит этот курс и в 2021 г., продолжая снижение налогов и сборов.
В первой половине 2020 г. предприятия и домохозяйства резко увеличили кредитные заимствования, в связи с чем в экономике КНР вырос общий уровень задолженности. В 2021 г., как ожидается, отношение долга к ВВП, которое учитывает все заимствования правительства, компаний и домашних хозяйств, не будет наращиваться. Поэтому кредитное плечо (соотношение заёмного капитала к собственным средствам) правительства «останется на стабильном уровне».
По словам главы Центрального банка, Китай в 2021 г. продолжит поддержку ставок кредитования на относительно низком уровне. Планируется также обеспечивать управляемый режим плавающего обменного курса юаня. В 2020 г. юань укрепился к доллару с почти 7 юаней за доллар до 6.5 юаней к концу года. Повышение курса юаня объясняется восстановлением внутренней экономики и ослаблением доллара США.
Ключевым направлением бюджетных расходов КНР в 2021 г. станут наука и техника. Государство продолжит поддержку опережающего развития высокотехнологичных отраслей и ключевых технологий, модернизацию промышленных и производственно-сбытовых цепочек, стимулирование инновационной активности предприятий.
В центре экономической политики будут оставаться также капиталовложения в борьбу с загрязнением окружающей среды и развитие «зелёных» производств, например рост собственного выпуска электромобилей, дальнейшее увеличение доли электроэнергии на возобновляемых источниках.
На этом в целом благоприятном экономическом фоне может отрицательно сказаться неопределённость в отношении внешнего спроса, если ограничения сохранятся на прежнем уровне и мировая экономика будет восстанавливаться медленно. Смягчить воздействие этого фактора поможет увеличение внутреннего потребления, на что и нацелена экономическая политика КНР в 2021 году.