США боятся Китая, но ещё больше – сближения Пекина и Москвы

США боятся Китая, но ещё больше – сближения Пекина и Москвы

5 февраля эсминец 7-го флота ВМС США «Джон Маккейн» с ракетами на борту вошёл в Южно-Китайское море

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Восприятие Китая как стратегического конкурента США развивалось у американцев не один год. А в последнее время появились признаки того, что ведущие аналитические центры, влияющие на принятие решений, начали приходить к пониманию контуров единой стратегии.

В июле 2020 г. в США по инициативе и под руководством бывшего директора Googlе и председателя Совета по оборонным инновациям при министерстве обороны Эрика Шмидта была создана Группа по стратегии Китая (The China Strategy Group). В конце 2020 г. Группа выпустила свой первый доклад «Асимметричная конкуренция: стратегия для Китая и технологий. Практические идеи для американского руководства».

13 авторов доклада предлагают рекомендации для таких областей, как то: требования, касающиеся зависимости США от иностранных компаний; разведка, утечка научного потенциала и цепочки поставок; повышение роли экспертизы в принятии политических решений; строительство новой «технологической государственности».

Авторы доклада предлагают также новую формулу многосторонних отношений, а именно создание форума Т-12 в составе таких государств, как США, Япония, Германия, Франция, Британия, Канада, Нидерланды, Южная Корея, Финляндия, Швеция, Индия и Австралия.

«Технологическое лидерство Америки имеет фундаментальное значение для ее безопасности, процветания и демократического образа жизни. И это жизненно важное преимущество сейчас находится под угрозой, поскольку Китай стремится обогнать Соединенные Штаты в ряде критических областей. Если оставить это без внимания, позиции США будут еще больше ослабевать по мере того, как Пекин будет набирать силу и влияние… Этот вызов требует срочных политических решений…» – такими словами начинается вступление доклада.

В выводах отмечается, что «диалог внутри США по вопросам безопасности в связи с китайскими технологиями начал вращаться вокруг небольшого набора тем: угроза конкретного китайского видеоприложения; битва за 5G; перевес рисков высококвалифицированной иммиграции над её выгодами». Одновременно в докладе признаётся, что многие важные вопросы, касающиеся разработки стратегии в отношении Китая, особенно в области китайских технологий, пока остаются без ответа

Китаю уделяется большое внимание и в новейшей работе корпорации РЭНД «Изменения в политике региональной безопасности США в целях реализации Большой стратегии сдерживания». Здесь много говорится об угрозах, какие Китай представляет для США в Азии. Например, о том, что Китай развивает кибернетические возможности, способные принести вред критической инфраструктуре США, а также разрабатывает противокосмические средства, включая системы подавления, направленное энергетическое оружие и наземные противоспутниковые ракеты, поражающие  коммерческие и военные спутники.

Применение силы против КНР по-прежнему остаётся частью американской внешнеполитической повестки, если речь заходит о защите Тайваня. Американские сторонники сдерживания Китая говорят о важности сохранения американского господства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, считая, что «по мере роста Китая он будет расширять спорную зону, воздушное пространство и зону на своей морской периферии, в пределах которой он может сделать военные операции США дорогостоящими или затруднить их...».

Среди американских сторонников концепции сдерживания Китая есть расхождения по двум важным моментам: масштабу притязаний Пекина и готовности других стран действовать заодно с Соединёнными Штатами в противостоянии китайцам. Разногласия по этим вопросам порождают различные политические рецепты, которые варьируются «от существенного сокращения военных расходов в АТР до увеличения военного присутствия США в регионе». Единогласие, однако, присутствует в том, что Китай – наибольшая потенциальная угроза интересам США.

Вместе с тем американские сторонники сдерживания Китая отмечают «несколько областей, в которых Соединённые Штаты и Китай имеют общие интересы». Это борьба с изменениями климата, c терроризмом, предотвращение распространения ядерного оружия. «Кроме того, обе страны стремятся к стабильности на Корейском полуострове».

Очень внимательно следят в США за тем, как развиваются отношения России и Китая. Два бывших американских кадровых разведчика Андреа Кендалл-Тэйлор и Дэвид Шульман дают развёрнутую оценку взаимодействия Пекина и Москвы в контексте интересов США. Они пишут: «Сотрудничество двух стран [России и КНР] ускоряет их усилия по подрыву военных преимуществ США… Россия уже предоставляет Китаю передовые системы вооружения, которые усиливают возможности ПВО, противокорабельных и подводных сил Китая… Обе страны наращивают технологическое сотрудничество, которое в конечном итоге может позволить им совместно внедрять инновации быстрее, чем Соединенные Штаты... В конечном счете устойчивое и углубленное китайско-российское сотрудничество поставило бы под угрозу способность Америки сдерживать китайскую агрессию в регионе…»

Более того, отмечают американские аналитики, Россия и Китай работают над снижением центральной роли США в мировой экономической системе. Москва и Пекин сотрудничают, чтобы избежать американских санкций и экспортного контроля, смягчить последствия экономического давления США. Если их партнёрство углубится, это может привести к снижению эффективности американских финансовых инструментов принуждения, особенно санкций и экспортного контроля как важной части арсенала внешней политики США.

А вот Еврейский институт за национальную безопасность США больше озабочен растущими инвестициями Китая в Израиль (например, в 2019 г. Китай подписал 25-летний контракт на строительство и эксплуатацию порта в Хайфе).

Сейчас администрация Байдена уже приступила к первой операции ВМС, которую можно рассматривать как прямой вызов Пекину. 5 февраля эсминец 7-го флота «Джон Маккейн» с ракетами на борту вошёл в Южно-Китайское море. 

Фото: REUTERS/US Navy

Статьи по теме