Если верить Reuters, то состоявшийся 18 февраля первый телефонный разговор между Джо Байденом и Си Цзиньпином был похож на встречу на плацу сержанта американской армии и новобранца. «Как, ты ещё не научился отдавать мне честь?» – багровеет сержант, налагая дисциплинарное взыскание в виде «новых целевых ограничений на чувствительный технологический экспорт в Китай». То есть санкции.
Однако председатель КНР не новичок в политике, и тон двухчасового разговора лидеров двух великих держав многое проясняет. Судите сами. Си «предложил обоюдовыгодную кооперацию», а Джо назвал Китай «самым серьёзным конкурентом» и пообещал за это наказать. Си выразил надежду на то, что «теперь возможности будут направлены на улучшение отношений Китая и США». Джо высказал «фундаментальные озабоченности принуждениями и несправедливостью в торговой практике, равно как и в вопросе соблюдения прав человека, включая репрессии Китая в Гонконге, отношении к мусульманам в Синьцзяне и всё более агрессивные действия в Азии, включая Тайвань». Си «ответил, что Гонконг, Синьцзян и Тайвань являются вопросами суверенитета и территориальной целостности» Китая. Джо подчеркнул, что «это американский приоритет сохранять свободу и открытость Индийско-Тихоокеанского региона, где США и Китай являются главными стратегическими соперниками». Си сказал, что «конфронтация будет катастрофой» и что «две стороны должны восстановить понятия, позволяющие избежать неверных решений». Джо после двух часов общения с главой одной из крупнейших экономик мира заявил американским сенаторам, что, «если мы не будем шевелиться, они (китайцы) съедят наш завтрак». Ну и далее в том же ключе…
Однако есть признак, показывающий, что привычная американская риторика – только риторика. Что «гегемон» обеззубел и своим «рыком» прикрывает неуверенность в том, что положение дел можно изменить. Это становится заметно из анализа публикаций, которыми аналитики отметили появление Байдена в Белом доме. Так, в Университете Джорджтауна (Georgetown University’s School of Foreign Service) считают, что «США более не могут полагаться на размеры и гравитационное притяжение своей экономики или влияние её частного сектора для убеждения государств работать в экономике по собственным правилам и системам». Примером тому Китай, который уже опередил США как главный источник инвестиций и основной потребитель азиатского экспорта. В последние годы в Юго-Восточной Азии появились сразу две торговые агломерации, исключающие США из своего круга: Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о транс-тихоокеанском партнерстве (CPTPP) и Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (RCEP).
В администрации Байдена понимают, что вытянуть страну из ямы кризиса, который был подстёгнут общественным психозом вокруг коронавируса, можно только возвращаясь в Азиатско-Тихоокеанский (Индо-Тихоокеанский) регион, который стал центральным в мировой геополитической игре. Но... скомандовать всем follow me Америке уже не под силу. Это Пекин мог потратить более 100 миллиардов долларов на проекты развития транспорта, энергетики и цифровизацию, чтобы интегрировать Азию и связать её с Европой через свою инициативу «Один пояс – один путь». Построенные китайцами подземка в Джакарте, морской порт в Камбодже, оптическая кабельная сеть в Пакистане, электростанция в Бангладеш говорят о том, как много может Пекин. А что могут предложить Азии США?
Как сообщает японское издание Asia Nikkei, самым крупным подразделением специалистов Национального совета безопасности в команде Байдена стал Индо-Тихоокеанский директорат, который возглавил Курт Кэмпбелл (Kurt Campbell). 20 сотрудников этого директората разработают «смелую и дальновидную стратегию», которая должна обеспечить возвращение США в Индо-Тихоокеанский регион, ворвавшись туда на плечах своих европейских партнёров.
Пришло время для США и их европейских союзников формировать совместную стратегию отношений с Китаем, считают в Вашингтоне. И европейские, и американские фирмы едины в том, чтобы получить больший доступ на китайский рынок и иметь там больше свободы, пишет Foreign Affairs. Что же касается заключённого в прошлом декабре Всеобъемлющего соглашения об инвестициях (Comprehensive Agreement on Investment) между ЕС и Китаем, оно это не очень заботит Вашингтон. Соглашение должно получить одобрение каждой из стран – членов ЕС, а согласие в этом содружестве большая редкость.
В центре совместных («трансатлантических») усилий, по мнению Вашингтона, должны быть экономика, технологии, права человека и климат. При этом США учитывают «разнообразие вкусов» в Евросоюзе и сложности кооперации внутри него, поэтому предлагают создавать коалиции желающих участвовать в том или ином деле, «образуя временные группы стран, сосредоточенных на конкретных проблемах». Создание таких коалиций потребует «мудрого руководства со стороны Байдена» и взаимной помощи участвующих стран друг другу «перед лицом экономического давления Китая».
По сути, это попытка собрать отряды европейских наёмников, которые будут «штурмовать» цели, поставленные «сержантом» Байденом. Как отнесутся к этому его европейские коллеги, пока неизвестно. Кто знает, чей завтрак завтра съест Европа?
Заглавное фото: REUTERS/Mike Segar