Ощущение взаимного раздражения, возникающего между государствами, повязанными членством в Евросоюзе, ЕС, становится заметнее. Несколько дней назад в британском издании Daily Express вышел материал под красноречивым заголовком: «Брюссельское единство разодрано на куски: Испания угрожает выйти из договора на фоне назревающего в ЕС бунта».
Поводом для новой вспышки разногласий стал подписанный в декабре 1994 года Договор к Энергетической хартии. Сама хартия была принята как политическая декларация в 1991 году, а тремя годами позже к ней добавили документ, предусматривающий ряд конкретных обязательств. Ключевым моментом хартии является сотрудничество между западноевропейскими и восточноевропейскими государствами в энергетической сфере. Договор прописывал конкретные механизмы сотрудничества, в частности защиту инвестиций в энергетической сфере.
Сегодня в Западной Европе одна страна за другой делает ставку на развитие «зелёной энергетики». Планы в этой области предполагают постепенное сокращение выбросов в атмосферу так называемых парниковых газов, а следовательно, отказ от использования ископаемого топлива. И эти планы бьют по интересам восточноевропейских стран: Польши, Венгрии, Словакии, Чехии, Румынии. У стран молодой Европы нет инфраструктуры в области альтернативной энергетики, нет свободных средств на её развитие. Их экономика ориентирована на использование ископаемых видов топлива – природного газа, каменного угля.
И Восточная Европа устроила в Евросоюзе «тихий бунт», призвав Брюссель либо замедлить процесс перехода на «зелёные рельсы», либо компенсировать потенциальным пострадавшим все их убытки, аргументируя положениями Договора к Энергетической хартии.
И тут восстал Мадрид, призвавший лидеров стран – членов Евросоюза выйти из старого энергетического договора. «Испания стремится к полному соответствию положениям Парижского соглашения по изменению климата и в противном случае обещает выйти из Договора», – написала в «Твиттере» министр энергетики и защиты окружающей среды Испании Тереза Рибера.
Тереза Рибера. Фото: Daily Express
В интервью европейским СМИ госпожа министр пояснила, что в успех будущих переговоров по энергетической проблематике она не верит. Испания дала Брюсселю время на размышления до конца 2021 года.
Столкновение по поводу перспектив развития «зелёной энергетики» – далеко не единственный конфликт, разделяющий Западную и Восточную Европу. Несколько месяцев назад Испания выступила с требованиями ввести квоты по распределению мигрантов из Азии и Африки между различными странами Евросоюза. Сейчас основная тяжесть приёма мигрантов и беженцев ложится на Италию, Испанию, Италию, Грецию и Мальту. В то же время ряд стран Восточной, а также Северной Европы отказываются принимать у себя мигрантов. Достичь согласия по этой проблеме не удаётся.
Ещё в одном крупном конфликте молодая Европа одержала недавно ситуативную победу над старой Европой, в частности над Нидерландами. В конце 2020 года Европарламент утвердил бюджет ЕС на семь лет. Документ предусматривает ряд шагов, направленных на преодоление последствий «пандемии» коронавируса. В Западной Европе потребовали привязать выделение средств из фондов Евросоюза к продвижению «европейских ценностей», и в частности к пропаганде ЛГБТ. Однако Варшава и Будапешт обещали наложить на бюджет Евросоюза вето, если из него не уберут данное положение. Пришлось искать компромисс: бюджет ЕС на 2021-2027 гг. был принят с учётом позиции Польши и Венгрии.
Наибольшее недовольство таким компромиссом проявили Нидерланды. Заговорили о возможности выхода этой страны из Евросоюза. Голландские власти не устраивают и отказ от принуждения Восточной Европы к принятию «либеральных ценностей», и экономия на программах цифровизации. Согласно данным социологов, идею выхода из состава Евросоюза поддерживают в последние годы 56% жителей Нидерландов.
Заметный рост влияния евроскептических сил наметился также во Франции, Италии и ряде других стран Евросоюза. После ухода Великобритании члены Евросоюза начинают разбегаться.