Мэр украинского города Рени в Одесской области Игорь Плехов предъявил Кишинёву территориальные претензии.
В своём выступлении на очередной сессии городского совета города Рени мэр вспомнил о переданном Молдавии участке украинской территории. И хотя территория была небольшой, но смогла обеспечить Кишинёву выход к Чёрному морю через выход к Дунаю. А построив там порт Джурджулешты, Молдова вскоре перехватила грузопотоки ренийского порта.
Городской голова города Рени уверен: для передачи части территории у Киева не было никаких законных оснований, т. к., согласно Основному закону страны, изменение территории Украины возможно только после одобрения на всенародном референдуме.
Поэтому Плехов уже начал работу с одесскими юристами, пытаясь точно определить границы территориальной громады и доказать, что территория, на которой находится молдавский порт, принадлежит Рени.
«Я общался на эту тему с пограничниками и другими ведомствами. Да, официально они не готовы согласиться со мной, но неофициально поддерживают мою точку зрения. Во всяком случае, в нормативных документах Ренийского района нет никаких упоминаний об отказе от участка дунайского берега в пользу соседнего государства. Соответственно, и земля, на которой расположен порт Джурджулешты, должна считаться территорией Ренийской громады»,
– цитирует Игоря Плехова одесское интернет-издание «Думская».
По мнению мэра, Кишинёв должен платить городу арендную плату за нахождение молдавского порта на украинской территории, тем более что громады в последнее время получили больше прав, которыми необходимо воспользоваться. Для того чтобы добиться решения этого вопроса, Плехов уже пообещал обратиться к президенту Украины, в СБУ и в НАБУ с требованием «дать правовую оценку передаче части территории страны другому государству».
Речь идёт о 400 метрах береговой линии – эту территорию отдали ещё в 1998 году молдавскому городу Джурджулешты в обмен на участок земли у села Паланка Одесской области, речной остров Нишалиу и даже несколько молдавских посёлков, о чём в 1999 году был составлен соответствующий протокол.
Однако своих обязательств Кишинёв не выполнил и спустя двадцать лет, объявив, что эта береговая линия всегда была молдавской, а к Украине попала по ошибке в 1992 году без каких-либо юридических оснований, а только лишь по соглашению премьеров Молдовы и Украины Валерия Муравицкого и Павла Лазаренко.
Соб. корр. ФСК