Кто не помнит осеннюю эйфорию Киева, которому турки посулили совместное производство ударных беспилотников Bayraktar?
В октябре 2020 года украинский вице-премьер по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский сообщил: «Турецкая сторона готова сделать инвестицию. Им от нас необходима площадка с соответствующими требованиями, на которой они построят предприятие, которое в итоге потом будет производить эти аппараты». Чиновник уверял, что на украинских заводах, создающих Bayraktar, будут работать украинские инженеры и конструкторы, а Киев получит право продажи БПЛА как на украинском, так и на других рынках.
Украинские СМИ загудели о «большом прорыве», о первом в истории незалежной Украины подписанном договоре со страной-членом НАТО, о совместном турецко-украинском производстве высокотехнологичной продукции… Как-то даже не вспомнили, что нечто подобное о «подготовке совместного производства части комплексов на территории Украины» говорил ещё в январе 2019 года Юрий Бирюков, советник Порошенко в бытность того президентом.
Затем в марте 2020 года о планах совместного производства заговорил тогдашний глава украинского оборонного ведомства Андрей Загороднюк, а летом – посол Турции на Украине Ягмур Ахмет Гюльдере.
В декабре того же года, уже после заявления Уруского, министр обороны Украины Андрей Таран снова сообщил: «Есть планы по переходу к совместному с Турцией производству БПЛА… Причем тут мы говорим не просто о создании компании, а о трансфере технологий. Как известно, у Украины есть технологии, которыми можно будет поделиться с турецкими фирмами». После этих слов Таран подписал соглашение о покупке Киевом очередной партии «Байрактаров», но никак не об их производстве на Украине.
При этом предприятие «Ивченко-Прогресс» заключило с Baykar Makina контракт на поставку Украиной турбовинтовых и турбореактивных двигателей для турецких БПЛА Akinci и крылатых ракет. Первые шесть двигателей украинская сторона пообещали сдать в 2021 году. Дело дошло до скандального предложения от Зеленского, чтобы Анкара приобрела 50% акций завода «Мотор Сич», но снова было непонятно, когда Украина начнет производить обещанные Уруским «Байрактары».
В феврале 2020 года некий источник в правительстве Украины сообщил, что «сейчас невозможно создать совместное украинско-турецкое предприятие для производства турецких беспилотников Bayraktar на территории Украины, а турецкая сторона уже заявила о желании создать предприятие со 100%-ми турецкими инвестициями». По украинскому законодательству при создании совместного предприятия украинская сторона должна иметь не менее 50% + 1 акцию, но турецкая сторона не согласна иметь менее 50%.
Чуть позже, в марте сего года, украинские СМИ сообщили, что концерн «Укроборонпром» не имеет-таки подписанных соглашений о совместном производстве турецких БЛА Bayraktar TB2, а законодательная база для таких проектов сформируется только после завершения реформы концерна.
И тут же переделыватель советских ракетных проектов из КБ «Луч» Олег Коростылев не только поведал в своём интервью о недостатках «Байрактаров», но и заметил, что созданный им БЛА «Сокіл-300» на порядок лучше турецкого аппарата, закупаемого Киевом.
Мол, турецкий «Байрактар» может эффективно работать лишь в солнечные безоблачные дни, а украинский «Cокол» – всепогодный, всевысотный и всепоражающий. Коростылев настаивает, что его беспилотник обойдется бюджету (45,6 млн гривен за штуку) дешевле. При этом на доведение «Сокола» до ума он просит еще 3-4 млн евро. Зато будет свой!
БПЛА «Сокол». Ещё макет
В общем, совместное украинско-турецкое производство «Байрактаров» стало похожим на аферу. Это стало ясно после недавнего заявления нардепа Игоря Копытина, который вместе с замминистра обороны Александром Миронюком и главкомом ВМСУ Алексеем Неижпапой посетили в Стамбуле завод по производству Bayraktar TB2, собираемых для украинского флота.
Копытин проверяет готовность «Байрактаров» в Турции
Копытин подтвердил, что создание совместного предприятия застопорилось, турки изменили требования к площадке для будущего предприятия, хотя «пауза в условиях военных действий не только неуместна, но и опасна».
Напомним, что после апрельского визита Зеленского в Турцию, когда много говорилось о «Байрактарах» для Украины, Москва отреагировала рядом действий и заявлений, вплоть до рассмотрения вопроса о продолжении российско-турецкого военно-технического сотрудничества. Тогда разволновавшиеся турки пытались объяснить, что их действия не направлены против России и даже предложили продать беспилотники Москве. Так что затягивание создания Анкарой совместного предприятия связано не только с нежеланием делиться с Киевом технологиями, но и с опасностью осложнений с Россией.
Ещё одним неприятным сюрпризом для Киева стало решение турок построить для Украины только один корпус корвета типа «Ада» с турецким двигателем. Доделывать и вооружать корабль придется самим украинцам, не имеющим для этого ни электроники, ни систем оружия, ни технологий.
Что будет дальше с совместным турецко-украинским БПЛА, непонятно. Однако поиск площадки для создания турецко-украинского аппарата Анкара и Киев продолжают.