Китайцы научились американским приёмам борьбы за два года. Вспомните финансового директора Huawei Мэн Ваньчжоу. 1 декабря 2018 года её, старшую дочь китайского миллиардера и основателя телекоммуникационной компании Huawei Technologies Co. Жэнь Чжэнфэя, задержали в аэропорту Ванкувера по запросу США. Ничего личного, только бизнес.
США обвинили финдиректора техногиганта в том, что в сентябре 2013 года Мэн Ваньчжоу утаила от британского банка HSBC связи Huawei с гонконгской компанией Skycom, через которую Huawei поставляла продукцию в Иран, нарушая американские санкции.
Стремление США налагать санкции на любое шевеление в мире – явный признак политического скудоумия. Это проявилось задолго до Трампа, начавшего «войну пошлин» с Китаем. Арест Мэн Ваньчжоу просто перевёл торговый конфликт в горячую стадию. Финансовый мир отреагировал падением фондовых бирж, но это как будто не заметили ни Трамп, ни Байден. Мэн Ваньчжоу до сих пор сидит под надзором в Канаде, ожидая экстрадиции, хотя это требование США не имеет ни малейших оснований.
Между тем процесс пошёл. В Европе Huawei потеряла 90 процентов прибыли, 40 заключенных контрактов на технологию 5G ушли в Стокгольм к Ericsson. Из 18 процентов мирового рынка, принадлежащих Huawei в прошлом году, в первом квартале 2021 года ей остались только четыре.
Фото: REUTERS/Tingshu Wang
Однако китайцы – хорошие ученики. Они выучили урок, преподанный Вашингтоном. 10 декабря 2018 года в Пекине был задержан бывший канадский дипломат Майкл Ковриг, советник Международной кризисной группы по Северо-Восточной Азии. 13 декабря власти Канады сообщили, что не могут связаться с канадским бизнесменом Майклом Спэвором, которого китайские спецслужбы задержали «за вмешательство во внутренние дела КНР и нанесение ущерба национальной безопасности». Ничего личного...
А главный удар Пекин нанес не по-американски, а на собственный манер. Напомним, что Трамп объявил эту компанию «угрозой национальной безопасности» и внёс её в черный список (Entity List), запретив поставлять ей американскую высокотехнологическую продукцию, главным образом суперсовременные микросхемы (cutting-edge chips), без которых невозможно производство смартфонов и некоторых других устройств. Китайцы обратились к другим поставщикам – американцы ввели санкции против любых компаний в мире (во всём мире!), которые станут продавать Huawei без предварительного разрешения Вашингтона продукцию, содержащую американские технологии. Байден продолжил политику Трампа.
И Huawei не стала мелочиться. Она начала «скупку молодых мозгов», способных лишить смысла и санкции США, и надежды западных IT-компаний состязаться с Китаем в будущем. «Китайская Huawei Technologies ищет возможности нанять инженеров по микросхемам в Мюнхене, разработчиков программного обеспечения в Стамбуле и разработчиков искусственного интеллекта в Канаде в дополнение к сотням кандидатов наук дома и заграницей, – пишет Nikkei Asia. – Далеко не поверженная компания нашла новый источник роста после санкций Вашингтона и политического давления…» Китайцы обнаружили сотни вакансий в Европе и Канаде, связанных с алгоритмами искусственного интеллекта, разработкой автономных транспортных средств, программного обеспечения и вычислительной инфраструктуры, разработкой микросхем и квантовыми вычислениями – в тех именно сферах, где пытаются состязаться с Китаем США.
Аналитики Тайваньского института экономических исследований (Taiwan Institute of Economic Research) резонно полагают, что такое объединения талантов китайской школы и школы европейской обеспечат быстрый прогресс Huawei. Компания использует, в частности, прямой найм молодых талантов в ряде стран, чтобы пополнить свои кадры. Она готова нанять как минимум 8 тысяч выпускников вузов 2021 года и увеличить на несколько миллиардов долларов расходы на исследования, заявил Жэнь Чжэнфэй.
Без громких санкций в ответ Америке Huawei наняла несколько команд разработчиков беспроводных микросхем и автомобильных чипов в Мюнхене, столице германского флагмана автомобилестроения BMW. Немцы, которые делают ставку на суперсовременные технологии и в дополнение к найму инженеров автомобилестроения и технологий автономного автомобиля, недавно скооперировались с китайской автомобилестроительной компанией Seres для создания «умного» электрического автомобиля.
И ещё раз о Мюнхене: здесь у китайцев есть лаборатория оптических и квантовых вычислений, работающая над созданием компьютеров, гораздо более мощных, чем современные суперкомпьютеры. Это главное поле борьбы за мировое лидерство между технологическими компаниями, включая американские IBM, Intel и Google.
Huawei уже обошла Google с его Android, создав собственную операционную систему для смартфонов и других устройств HarmonyOS. «У нас достаточно денег и достаточно места, чтобы принять все таланты мира», – говорит Жэнь Чжэнфэй. Вакансии Huawei на разработчиков искусственного интеллекта и компьютерной архитектуры только в июне были объявлены в Канаде, Финляндии, Швеции и России; китайцы ищут учёных для своего базового исследовательского центра в швейцарском Цюрихе.
Насчет денег: ведущий инженер Huawei в среднем получает 191,024 доллара в год. Такой же инженер в американской Google может рассчитывать только на 161,733 доллара. А дальше посмотрим, что получится...
Заглавное фото: REUTERS/Dado Ruvic