Я уже писал, что в прошлом году, несмотря на вызванный COVID-19 мировой экономический кризис, ряд отраслей и рынков сумели сохранить докризисные показатели и даже добиться роста.
Одним из бенефициаров вирусно-экономического кризиса стали крупнейшие ИТ-компании. Бизнес-успехи американских ИТ-корпораций Силиконовой долины проявились, в частности, в росте их рыночной капитализации (суммарной стоимости акций). На первом этапе «пандемии», с января по середину 2020 года, эта капитализация увеличилась у Amazon на 80%, Apple – на 66%, Microsoft – на 42%, у Facebook – на 40%, Google – на 20%.
«Пандемия» стала пиром во время чумы (безумным ростом котировок) еще для одной отрасли – фармацевтической.
Резко возрос спрос на ряд препаратов, которые медики стали использовать для лечения инфицированных новым вирусом. Фактически с нуля было создано производство средств тестирования. Из-за ограничений лечения плановых больных люди вынуждены были заняться самолечением, что сопровождалось покупками многих лишних лекарств (они зачастую не помогали, а вредили). Наконец, возник спрос на вакцины для защиты людей от нового вируса.
В прошлом году «фактор вакцин» не был существенным для финансовых показателей ведущих фармацевтических компаний, поскольку самих вакцин еще не было. Всё стало разворачиваться в текущем году.
Во-первых, многие государства решили поддержать разработку вакцин частными компаниями.
Во-вторых, государственные регуляторы в сфере здравоохранения разрешили фармацевтическим компаниям сильно ужать сроки разработок за счет испытаний на животных и людях. Фактически компаниям Биг Фармы было дано добро на выход на рынок с не проверенным до конца полуфабрикатом.
В-третьих, постепенно в сознание медиков и общественности была внедрена мысль, что вакцинация не может быть разовым мероприятием. Возникло мнение, что вакцинации должны стать регулярными (скажем, раз в полгода-год). Рентабельными для компаний являются только продукты постоянного спроса.
В-четвертых, были понижены требования к вакцинам и их производителям. Ранее по каждой вакцине устанавливалась предельная величина возможных нарушений в состоянии здоровья вакцинированных. Показатели измерялись сотыми долями процента. Сегодня допустимые нормы осложнений измеряются процентами. Ранее по каждому случаю осложнения ответственность нёс производитель вакцины (возмещение ущербов пострадавшему или семье умершего в денежной форме). Сегодня производители от такой ответственности полностью или частично освобождены.
Перед фармацевтическими компаниями открылись головокружительные перспективы. Сейчас в мире имеется уже два десятка вакцин, получивших разрешение на использование. В разных стадиях разработки – ещё около сотни.
Согласно отчёту консалтинговой компании Morningstar, мировой рынок вакцин от Covid-19 достигнет в 2021 году своего максимума – 67 млрд. долл. (объём продаж). Компания Kelly Scientific даёт более долгосрочный прогноз. Даже в 2026 году, по ее оценкам, продажи вакцин составят 47 млрд. долл. Даже если закладывать среднегодовые объемы продаж вакцин в размере 50 млрд. долл. (явно консервативная цифра), то мы получим, что с начала 2021 года до конца 2026 года суммарные продажи вакцин достигнут 300 млрд. долл.
Большую часть мирового рынка вакцин захватили американцы – компании Pfizer, Moderna, Johnson & Johnson, Novavax сообщили, что в кратчайшие сроки сумели разработать вакцины от COVID-19. В 2021 году две трети мировых продаж вакцин придется на два их препарата: Pfizer-BioNTech и Moderna. Оставшуюся треть мирового рынка поделят вакцина англо-шведской фармацевтической компании AstraZeneca, вакцины американских фармацевтических компаний Johnson & Johnson и Novavax и препарат немецкой компании CureVac. На седьмом месте находится российская вакцина Sputnik V. Далее следуют вакцины китайская и индийская.
Многие компании Биг Фармы рассчитывают благодаря вакцинам увеличить свои продажи, прибыли и капитализацию на фондовом рынке. Так, компания Pfizer, которая долгие годы делила первое и второе места с Johnson & Johnson в рейтингах Биг Фармы, в последнее время несла большие расходы в связи с судебными разборками. В ее адрес направлялись многомиллиардные иски в связи с фальсификациями, завышением цен, коррупцией и даже рэкетом. Имели место массовые смерти в связи с использованием опиоидных препаратов Pfizer. А теперь Pfizer рассчитывает поправить свои финансовые дела. Компания сообщила, что в этом году более трети её продаж (26 миллиардов долларов) будет приходиться на новую вакцину.
Вакцинация населения планеты только начинается, а результаты уже видны. При этом, по мнению общественной организации ThePeople's Vaccine Alliance (PVA), подавления пандемии вакцинация не произведет: вакцины дороги и недоступны для сотен миллионов людей, живущих в бедных и беднейших странах. PVA требует, чтобы Биг Фарма делилась своими разработками в области вакцин со всеми странами и компаниями, желающими производить средства защиты от пандемии. Как бы не так!
Так о каких видимых результатах вакцинации говорят эксперты PVA? Они говорят о новых миллиардерах, которые меньше чем за год сумели прорваться в списки «Форбс». В мае PVA сообщила о девяти свежеиспеченных миллиардерах от вакцин.
Список новых миллиардеров, которые на этом нажились, возглавляют генеральные директора Moderna (Стефан Бансель) и BioNTech (Угур Сахин). У каждого «навар» более 4 миллиардов долларов (за год). В список также входят два инвестора-основателя Moderna, председатель и генеральный директор этой компании. Три последних «вакцинных» миллиардера являются соучредителями китайской компании по производству вакцин CanSino Biologics.
Вместе девять новых миллиардеров имеют совокупное чистое состояние в 19,3 миллиарда долларов.
И это не всё. К названной девятке следует добавить тех, кто ещё до начала вакцинной вакханалии были миллиардерами. В списке «миллиардеров со стажем» восемь позиций.
Во главе списка Цзян Реншэн и семья (Jiang Rensheng & family). Указанный китайский господин возглавляет совет директоров компании в сфере биотехнологии Zhifei Biological products. Состояние этого топ-менеджера, его родственников и окружения («семьи») выросло за год с 7,6 млрд. до 24,4 млрд. долл., т. е. на 16,8 млрд. долл.
Из китайцев в этом списке фигурирует также Цзе Пинь (Tse Ping) – топ-менеджер компании Sinopharm. Его благосостояние выросло с 7,3 до 8,9 млрд. долл., т. е. на 1,6 млрд. долл. Еще один китаец – У Гуаньцзянь (Wu Guanjiang). Он соучредитель компании Zhifei Biological products. Его благосостояние выросло с 1,8 млрд. до 5,1 млрд. долл. (на 3,3 млрд. долл.).
Вторую строчку в списке занимает индиец Сайрус Пунавалла (Cyrus Poonawalla), основатель Института сыворотки Индии. Его благосостояние за год увеличилось с 8,2 млрд. до 12,7 млрд., т. е. на 4,5 млрд. долл. Ещё один фигурант списка из Индии – Панкай Патель (Pankaj Patel). Он возглавляет транснациональную фармацевтическую компанию Cadila Healthcare. Его благосостояние выросло с 2,9 до 5,0 млрд. долл. (на 2,1 млрд. долл.).
В списке «миллиардеров со стажем» фигурируют также два немецких предпринимателя с семьями – Томас Штрюнгманн (Thomas Struengmann) и Андреас Штрюнгманн (Andreas Struengmann). Эти братья-близнецы владеют немецкой компанией BioNTech и уругвайской компанией Mega Pharma. Они совместно с компанией Pfizer разработали и запустили вакцину Pfizer-BioNTech, которая на сегодняшний день числится под номером 1 в рейтинге всех вакцин, обращающихся на мировом рынке. У каждого из братьев прирост благосостояния составил 1,4 млрд. долл. (с 9,6 до 11,0 млрд. долл.).
Ещё один фигурант списка – Патрик Синьсян (Patrick Soon-Shiong), владелец американской компании Immunity Bio. Гражданин США, выходец из ЮАР, медик по образованию. Его благосостояние выросло с 6,4 до 7,5 млрд. долл., т. е. на 1,1 млрд. долл.
Таким образом, совокупное состояние восьми миллиардеров, которые имеют обширные портфели в фармацевтических корпорациях по производству вакцины от COVID-19, увеличилось на 32,2 миллиарда долларов. А если учесть 19,3 млрд. долл., которые за год «заработали» новоиспеченные миллиардеры, суммарный финансовый результат всемирной кампании по вакцинации составил 51,5 млрд. долл. И это только начало.
Активисты PVA справедливо обличают патологическую жадность Биг Фармы, но я сомневаюсь, что её вакцинами надо спасать человечество. Ведь Биг Фарма не желает делиться секретами состава и технологии производства вакцин, а это очень настораживает.
Заглавное фото: REUTERS/Dado Ruvic