ВОЗ не может отрицать факт роста избыточной смертности в мире. Избыточная смертность – превышение числа умерших в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. ВОЗ опубликовала данные по избыточной смертности в мире в 2020 году. Она составила 3,0 млн. человек. По мнению ВОЗ, значительная часть избыточной смертности может быть объяснена смертностью, вызванной вирусом COVID-19. В прошлом году она составила 1,8 млн. человек. Избыточную смертность, которую нельзя списать на COVID-19, объясняют целым рядом причин. Например, перегруженностью лечебных заведений пациентами с диагнозом COVID-19. В результате пациенты с традиционными болезнями не получали своевременной медицинской помощи и умирали.
В России действие этой причины было ярко выражено. Это один из важных факторов того, что в России в прошлом году, по данным Росстата, избыточная смертность составила 323,8 тысячи человек. При этом с инфекцией COVID-19, по данным того же Росстата, скончалось 162,3 тысячи. 104,0 тыс. смертей – летальные исходы, когда COVID-19 был главной причиной такого исхода. Таким образом, лишь на 32% избыточная смертность в нашей стране была обусловлена фактором вируса; более 2/3 всей избыточной смертности – сильно возросшая летальность от сердечно-сосудистых заболеваний, рака, туберкулеза, инсультов и других традиционных болезней. Напомню общие демографические итоги 2020 года по России: по данным Росстата, население страны сократилось на 510,5 тыс. человек, это рекордное падение численности населения страны с 2005 года.
Большинство экспертов прогнозирует, что по итогам 2021 года в мире опять будет зафиксирована избыточная смертность. На первое место причин опять же будет поставлен фактор COVID-19. По данным университета Джона Хопкинса, который является наиболее авторитетным в мире центром статистики по COVID-19, уже 10 июня 2021 года число умерших от COVID-19 с 1 января этого года (т. е. менее чем за полгода) превысило количество умерших по этой же причине за весь прошлый год. Экстраполируя данные университета Джона Хопкинса на весь 2021 год, многие эксперты говорят, что число умерших от COVID-19 по итогам года будет не меньше 4 миллионов. Таким образом, избыточная смертность только по позиции «COVID-19» в 2021 году может составить 2,2 млн. человек. Однако это оценки, основанные на простой экстраполяции.
А некоторые представители медицинской науки предупреждают, что с каждым месяцем летальность вирусов будет возрастать в связи с появлением новых их модификаций (штаммов). В конце июля был опубликован доклад правительственной группы советников по чрезвычайным ситуациям властей Великобритании (SAGE) Can we predict the limits of SARS-CoV-2 variants and their phenotypic consequences? (Можем ли мы предвидеть пределы развития вариантов вируса SARS-CoV-2 и их фенотипических последствий?). В докладе описаны возможные сценарии развития мутаций коронавируса, один из которых предполагает, что смертность нового потенциального штамма может составить 35%. В этом докладе звучит страшная мысль: вакцины, которыми сейчас прививается население Англии, могут оказаться бессильными перед новыми модификациями вируса.
От оценки общей величины избыточной смертности в 2021 году эксперты воздерживаются. Ведь приходится учитывать ряд социальных факторов, действие которых в этом году резко усиливается. Например, в декабре прошлого года директор Всемирной продовольственной программы (World Food Programme, WFP) ООН Дэвид Бизли (David M. Beazley) на специальной сессии Генассамблеи организации заявил, что число голодающих в мире по итогам года удвоилось и достигло 270 млн. человек. Причиной такого катастрофического роста голода в мире стала «пандемия COVID-19», которая спровоцировала карантины и блокировки экономики. А в следующем, 2021 году, предрёк глава WFP, может разразиться «голод библейских масштабов».
Однако Всемирную организацию здравоохранения смертность от голода мало интересует. Приведенная выше цифра ВОЗ по избыточной смертности в мире в 2020 году (3,0 млн. человек), как мне представляется, не учитывает избыточную смертность от голода. А ведущие мировые СМИ теме смерти от голода в мире уделяют в тысячу раз меньше внимания, чем «пандемии» и смертности от неё.
Большой интерес для понимания причин избыточной смертности в мире представляет статистика, которая размещена на специальном сайте известного английского издания The Economist. Сайт называется «Covid-19 data. Tracking covid-19 excess deaths across countries» (Данные по Covid-19. Отслеживание избыточной смертности от COVID-19 в разных странах). Картина представлена по состоянию на 23 июля сего года.
Особенностью статистики из данного источника является то, что избыточная смертность оценивается за период с того момента, когда количество умерших от вируса COVID-19 в стране достигает числа 50 (условный момент, от которого начинается отсчет «пандемии»). Во многих странах отсчёт начинается с марта или апреля 2020 года. Впрочем, в некоторых – даже с февраля. А вот в Словакии и Ямайке – самые поздние точки отсчета – сентябрь 2020 года. Завершается период каждой страны временем получения последней информации. Например, по США последняя информация датирована 10 июля. По большинству стран период охвата больше года. Например, у США: с 8 марта 2020 года по 10 июля 2021 года, то есть примерно 16 месяцев. Для расчёта избыточной смертности в период «пандемии» в качестве базы берутся средние показатели смертности за пять лет, предшествующие началу «пандемии» в данной стране. Например, для США это средние показатели за период с 8 марта 2016 г. по 7 марта 2020 г. На сайте, к сожалению, нет таких стран, как Индия и Китай, у которых самая большая численность населения. Государственные органы Китая и Индии хранят полное молчание по вопросу о том, имеет ли у них место избыточная смертность.
По абсолютным величинам избыточной смертности на первом месте, согласно указанному источнику, оказываются США – 721.790. Это за период с 8 марта 2020 г. по 10 июля 2021 г., то есть примерно за 16 месяцев.
На втором месте находится Российская Федерация. За период с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2021 г. (за 15 месяцев) избыточная смертность составила 576.650.
На третьем месте Бразилия (за период с 1 мая 2020 г. по 30 июня 2021 г., т. е. за 14 месяцев) – 548.150.
На четвертом месте Мексика (за период с 30 мая 2020 г. по 23 мая 2021 г., т. е. за неполные 13 месяцев) – 475.000.
Интересна картина по относительной избыточной смертности. В списке из 41 страны на первом месте находится Перу – 583 избыточные смерти на 100 тысяч населения страны. Далее следуют: Болгария – 498; Северная Македония – 441; Сербия – 415. Россия оказалась на «почётном» пятом месте с показателем, равным 394. США с относительным показателем избыточной смертности, равным 221, оказались лишь на 26-м месте. У Мексики – 377 (7-е место), у Бразилии – 261 (20-е место).
Но, оказывается, у целого ряда стран избыточная смертность имеет отрицательное значение. Проще говоря, в этих странах смертность, несмотря на COVID-19, снижалась. Вот список таких стран (в порядке нарастания отрицательного значения): Куба, Уругвай, Филиппины, Япония, Сингапур, Южная Корея, Исландия, Норвегия, Малайзия, Австралия, Тайвань, Новая Зеландия, Маврикий, Монголия. В условиях всеобщей «пандемии» 14 стран из 41, включенной в мониторинг, показали снижение смертности. И на первом месте по относительному показателю снижения смертности оказалась Монголия! Её смертность снизилась по сравнению с периодом до начала массовых заболеваний на 56 в расчете на 100 тысяч жителей страны.
Очень важной является оценка того, какая часть избыточной смертности обусловлена COVID-19, а какая – иными причинами. Доля летальных исходов от COVID-19 в общей величине избыточной смертности в отдельных странах была следующей (%): США – 82,7; Бразилия – 94,5; Мексика – 46,7; Румыния – 47,9; Южная Африка – 36,2.
А какова ситуация в России? РФ имеет избыточную смертность, как я уже отметил, равную 576.650. Число умерших от коронавируса составило 132.960. На COVID-19 пришлось лишь 23,1%. Это самый низкий показатель среди всех стран, включенных в обзор. Данная цифра свидетельствует о том, что в условиях «пандемии» в России люди стали массово умирать по причинам, не имеющим отношения к коронавирусу. Причины почти 77 процентов избыточной смертности в России многообразны: 1) навязанная гражданам «самоизоляция» резко ухудшила их здоровье; 2) раздувание «фобий» среди населения создает атмосферу страха и подрывает иммунитет; 3) сосредоточение госпитализированных людей в «красных зонах» способствует более активному распространению инфекций; 4) люди с хроническими и тяжелыми заболеваниями были отодвинуты на второй и третий план (приоритет был отдан тем, у кого диагноз «COVID-19»); 5) применялись неправильные методы лечения зараженных коронавирусом (в текущем году лечение стало более правильным). 6) рост бедности и нищеты, спровоцированный локдаунами в экономике.
В России появились уже более свежие данные по избыточной смертности по сравнению с теми, которые имеются на сайте The Economist. К началу августа сего года с апреля прошлого года избыточная смертность в нашей стране достигла 637 тысяч человек. Эта оценка базируется на данных Оперативного штаба правительства РФ по борьбе с COVID-19 за июль.
Хотел бы обратить внимание на то, что к концу этого года в создании избыточной смертности может повыситься роль такого фактора, о котором специалисты пока предпочитают говорить шёпотом. Выше я упомянул доклад английских экспертов из SAGE. Еще раз повторю, что в упомянутом документе сказано о вероятности резкого повышения смертности среди населения Англии в результате появления новых модификаций вирусов, от которых нынешние вакцины защитить не смогут. Данный доклад вызвал активную реакцию со стороны медиков. Многие из них подтвердили, что вероятность резкого роста летальности вирусов высока. Однако причиной этого они как раз и считают нынешнее вакцинирование (в медицинские тонкости вопроса погружаться не буду). Напрашивается вывод, что в ближайшее время фактор вакцинирования может стать важнейшей причиной роста избыточной смертности.
Скорее всего, этот фактор уже действует, но пока плохо отслеживается статистикой. Посмотрим ещё раз на статистику избыточной смертности по США. В период с 8 марта 2020 г. по 10 июля 2021 года в США избыточная смертность, не обусловленная напрямую вирусом COVID-19, составила 124.790 человек. Около 50 тысяч этих жертв избыточной смертности пришлось на шесть месяцев текущего года.
В США имеется Система отчетности о побочных эффектах вакцин США (Vaccine Adverse Event Reporting System – VAERS). Так вот, по состоянию на 30 июля, по данным VAERS, число умерших от вакцинаций в США с начала этого года составило 12.366. Можно прикинуть, что по состоянию на 10 июля число умерших от вакцинаций равнялось примерно 11 тысяч человек. Получается примерно 22% всей избыточной смертности, не созданной напрямую вирусом, были обусловлены такой причиной, как вакцинация. В прошлом месяце в США начался судебный процесс, инициированный Томасом Ренцем (Thomas Renz), адвокатом организации «Американские врачи на линии фронта» (America’s Frontline Doctors), который подал иск в федеральный суд Алабамы. Один из пунктов искового заявления представляет собой обвинение в адрес американских властей, которые занижают смертность от проводимой в США вакцинации. По данным Томаса Ренца, данные о такой смертности, размещаемые на сайте VAERS, занижены как минимум в пять раз. Не углубляясь сейчас в данное судебное дело, замечу, что аргументы американского адвоката по поводу пятикратного (как минимум) занижения смертности от прививок весьма убедительны. Если исходить из этого, получается, что вся избыточная смертность в США, не связанная непосредственно с вирусом COVID-19, является результатом развернувшейся в стране массовой вакцинации.
Фото: REUTERS/Danish Ismail