В Стране восходящего солнца появился новый, 100-й по счету премьер-министр. Им стал занимавший более четырех с половиной лет в кабинете Синдзо Абэ пост министра иностранных дел, а также возглавлявший ключевой в правящей Либерально-демократической партии Японии (ЛДП) Политический совет Фумио Кисида.
Объявлен состав нового кабинета. В нем сохранили свои посты министр иностранных дел Тосимицу Мотэги и министр обороны Нобуо Киси. Новым генеральным секретарем Кабинета министров стал Хирокадзу Мацуно.
Пока японские СМИ высказывают предположения по поводу будущей политики нового кабинета. В том числе на российском направлении. Особое внимание этому вопросу уделяет газета пограничного с российскими Курилами японского северного острова «Хоккайдо симбун». Такаси Норисада и Тэцуя Тамамура в опубликованной газетой статье «Недовольный результатами переговоров прежнихпремьеров с Россией, Фумио Кисида возвращается к формуле "взять не два, а все четыре острова"», отмечают, что новый японский лидер еще в бытность министром иностранных дел при Абэ не соглашался с «дипломатией примирения» с Россией. А также с принятием политических решений в отношении Москвы не в МИД Японии, а в администрации премьера. По словам авторов статьи, Кисида не раз проявлял несогласие со слишком уступчивой линией кабинета Абэ, высказываясь в том плане, что, мол, «в окружении премьера есть довольно много оторванных от реальности людей, которые готовы на излишне мягкие подходы к Москве».
Норисада и Тамамура пишут: «В ходе дебатов на выборах председателя партии, оценивая дипломатию Абэ по Россией, Кисида выразил намерение стремиться к «возврату Японии всех четырех северных островов» и таким образом фактически отошел от линии Абэ на возвращение после подписания мирного договора только двух островов – Хабомаи и Шикотан».
Заметим, что, во-первых, именуемые в Японии Хабомаи российские острова Плоские – это не один остров, а группа мелких островов, отмелей и морских камней числом около двадцати. При этом весьма существенно, что от каждого из этих объектов отсчитывается 200-мильная эксклюзивная экономическая зона. В данном случае весьма богатая ресурсами российская зона. Во-вторых, нельзя согласиться с утверждениями некоторых японских, а за ними и российских обозревателей, утверждающих, что на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в ноябре 2018 года в Сингапуре премьер-министр Абэ якобы проявил готовность подписать мирный договор с Россией по «хрущевской формуле». А именно при условии передачи Японии после заключения такого договора островов Хабомаи и Шикотан. В действительности Абэ лишь согласился «взять за основу» Советско-японскую совместную декларацию 1956 года, в которую по настоянию Хрущёва было вписано согласие СССР передать Японии после подписания мирного договора в виде жеста доброй воли указанные острова. Хрущёв имел в виду, что на этом вопрос о послевоенном территориальном размежевании двух стран будет окончательно разрешен. Японская же сторона под давлением США рассматривала достигнутый компромисс не окончательным, а промежуточным, намереваясь добиваться от СССР «возвращения» всех южнокурильских островов, составляющих по площади около половины простирающейся до Камчатки Большой Курильской гряды.
Такова же была и позиция Абэ, который намеревался использовать рожденную в недрах козыревского МИД ельцинских времен лукавую формулу «два плюс альфа». Согласно этой «формуле», Япония сразу получала «два острова», но при условии продолжения переговоров о «возвращении» и наиболее крупных, обжитых островов Кунашир и Итуруп. Кстати, напомним, что если В. Путин вначале соглашался рассматривать «хрущевский компромисс» о передаче Хабомаи и Шикотана, то никогда не делал японцам даже намека о Кунашире и Итурупе.
Сегодня, отмечают авторы статьи в «Хоккайдо симбун», Кисида о «сингапурских договоренностях» даже не вспоминает. Сообщая о его пресс-конференции после избрания председателем ЛДП, они пишут: «Господин Кисида избежал конкретного позитивного упоминания так называемой «сингапурской договоренности» между Абэ и Путиным о том, что на основании Совместной советско-японской декларации 1956 года Россия после заключения мирного договора передаст Японии два острова – Хабомаи и Шикотан». И далее так фиксируют позицию нового премьера: «Теперь господин Кисида заявил, что он «продолжит усилия по отторжению (?! – А.К.) от России всех четырех островов». Следует отметить, что Фумио Кисида никак не ответил на содержавшийся в письменном интервью с ним вопрос газеты «Хоккайдо симбун» о том, должна ли упомянутая Совместная декларация оставаться и сегодня основой для территориальных переговоров Японии с Россией. В связи с этим не будет ошибочным считать, что Кисида, заявляя о всемерном сотрудничестве с США во внешней политике и вопросах безопасности, продолжит линию Вашингтона на сохранение выгодной ему конфронтации Токио с Москвой по надуманной «территориальной проблеме».
Об «американском факторе» в политике Японии на российском направлении упоминают и авторы статьи: «Эксперты и политики шепотом говорили, что господин Кисида был весьма обеспокоен тем, что, заняв позицию чрезмерного примирения с Россией, не встретит ли он в качестве кандидата на пост будущего премьер-министра негативную реакцию Соединенных Штатов». И эти опасения негативной реакции администрации Байдена на примирительные жесты своего вассала в отношении Москвы, видимо, сохранятся на весь период нахождения Кисиды у власти.
И ещё. Мы не раз указывали на то, что японское правительство видит в мирном договоре с Россией единственную цель – вынудить российское руководство ради этого давно ставшего анахронизмом документа пожертвовать российскими землями – южными Курильскими островами. Хотелось бы верить, что понимают это и в Москве. Об этом четко заявляют токийские политики, а теперь и сам премьер. Приведем свидетельство «Хоккайдо симбун»: «Фумио Кисида в бытность свою министром иностранных дел спорил с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, который настаивал на том, что Россия не ведет с Японией переговоры по территориальной проблеме. Тогда Кисида задавал такой вопрос: «Что у нас останется, если территориальная проблема будет вычтена из мирного договора?» Относительно дипломатии по России в своем окружении он также говорил: «Даже если между нашими странами будет развиваться экономическое сотрудничество, мы не сможем убедить японцев в правильности линии, лишенной продвижения в территориальном вопросе». Не думаю, что, став премьером, Кисида изменит эту позицию.
Насколько известно автору этих строк, новый японский лидер, хотя и не мог при премьере Абэ совсем уж возражать против мертворожденной идеи затащить японцев на Курилы на условиях предоставления им режима экстерриториальности на этих российских землях, с самого начала отнесся к ней пассивно. Это отмечают и авторы статьи в «Хоккайдо симбун»: «В своих интервью Фумио Кисида выражал намерение разрешить территориальный спор с Россией путем совместной экономической деятельности на четырех островах, в разработке планов которой он участвовал во время своего пребывания на посту министра иностранных дел. Однако после начала работы над этими планами дело в течение пяти лет никак не продвинулось вперед. Поэтому в отношении серьезности будущего премьер-министра Японии на этом направлении остаются сомнения».
Большие сомнения в том, что Москва пойдет на ущемление суверенитета России на Курилах и предоставит японцам право не соблюдать здесь российское законодательство, есть и у нас.
Ниже приводятся в переводе ИноСМИ отклики японских читателей на статью в «Хоккайдо симбун»:
bos
Нужно честно смотреть правде в глаза: на Курилах, Сахалине и Камчатке исторически проживали разные народы, но не японцы. Японскими северные территории стали в результате сложных политических процессов. В результате таких же процессов (Вторая мировая война) они и перестали быть японскими!
fuk
Сейчас мы можем только наблюдать за тем, что Россия вершит с северными островами. Вот если в отдаленной перспективе власть Путина когда-нибудь ослабнет, тогда и у нас, наверное, может появиться шанс. Но до этого еще далеко!
ouj
То, что Путин-сан не возвращает нам острова, – это вполне естественно. Ни 2 острова, ни 4 острова.
А все потому, что на них, скорее всего, сразу же появятся американские военные базы. Нашим политикам нужно проявить в вопросе возврата островов больше политической мудрости и компетенции, как, кстати, и в вопросе борьбы с пандемией коронавируса!
med
Россия ни капельки не собирается возвращать нам острова. Она нас обманывает и вытягивает экономические коврижки. А наши политики опустились до того, что верят русским. В переговорах с Россией нет никакого смысла.
lui
Нечего себя тешить иллюзиями ни о двух, ни тем более о четырех островах. Для России Курилы – это мощное оборонительное укрепление на Тихоокеанском направлении и одновременно отличный выход в Тихий океан!
fem
Сейчас вести территориальный спор с Путиным, который сильно укрепился на международной арене в условиях мирового энергетического кризиса, почти невозможно!
Вот когда он встречался в Японии с Абэ в 2016 году, тогда цены на энергоносители были низкие, и с Путиным еще о чем-то можно было говорить. Теперь нет!
kaw
Сейчас в японском политикуме нет людей, способных на равных говорить с русскими! Зарплаты у них одни из самых высоких в мире, а все настроены компрадорски. Что они могут? Разваливать достояние нашей страны одно за одним, начиная, например, с автогиганта «Ниссан»?
Mattethew
Кто-то хорошо сказал: «Земли, утраченные в войну, и вернуть можно только войной!» Никаких переговоров по территориальным проблемам быть не может. Это нонсенс!
not
Выход один – дождаться экономического коллапса России и выкупить у нее острова за деньги. Другого способа нет!
kot
Не вернутся нам острова. Лучше просто душить Россию экономическими санкциями!
hab
Неправда! Все Курилы и Сахалин наши! Нужно вынуть из русских северные острова!
szk
Какие там 2 острова?! Размечтались. Да нам ни единого камешка не вернется!
Azazel
Теперь понятно, почему переключились на 4 острова! Поняли, что не получить вообще ничего, так хоть громко пискнуть!
Фото: Российская Газета