В Киеве заявили о новой угрозе: дескать, скопившиеся на белорусско-польской границе мигранты с наступлением морозов ринутся на Украину, чтобы потом попадать в Евросоюз не только через Польшу, но и через Словакию, Венгрию, Румынию.
На предложение эксперта по внешнеполитическим вопросам фракции Социал-демократической партии в немецком бундестаге Нильса Шмида разместить мигрантов на территории Украины Киев отреагировал нервно: секретарь СНБО Алексей Данилов посоветовал немецким социал-демократам «взять себе домой по два, по три, по пять беженцев». А посол Украины в Германии Мельник заявил, что украинское общество расценило это предложение как «определенное свидетельство немецкого национального колониализма». Теперь украинскую границу с Белоруссией будут охранять 3 тыс. пограничников, 3,5 тыс. нацгвардейцев и 2 тыс. полицейских.
Чтобы перекрыть границу на самых опасных участках с Белоруссией в 270 км длиной колючей проволокой «Егоза», требуется 189 млн. грн., а полное инженерное обустройство (ров, антивандальный забор, вышки наблюдения и рокадная дорога) границы с РБ обойдется в 7 млрд. грн. Сумма вызывает сомнения хотя бы по той причине, что украинско-белорусская граница существует лишь на карте – леса, болота и никаких контрольно-следовых полос, не говоря уже о заграждениях из колючей проволоки. Из 12 переходов оборудовано не больше пяти, а остальные представляют собой лесные дороги.
Участок границы
Между тем министр внутренних дел Денис Монастырский объявил, что в 2022-2023 гг. будет оборудоваться граница не только с Белоруссией, но и с Российской Федерацией, для чего потребуется ещё 17 млрд. грн. Учитывая бюджетный дефицит, острейшие экономические проблемы и громадный внешний долг Украины, нельзя не задаться вопросом, зачем обдирать и без того обнищавшее население?
Чтобы ответить, достаточно вспомнить проект «Стена», предусматривавший обустройство границы с Россией. Его в сентябре 2014 года инициировал тогдашний премьер–министр Арсений Яценюк. Позднее проект переименовали в «Европейский вал», а в народе назвали «стеной Яценюка».
По предварительным подсчетам, стоимость проекта составляла 8,36 млрд. грн., но нашли только 4 млрд. грн. За эти деньги на границе протяженностью в 2 тыс. км собирались выкопать сплошные рвы шириной 4 м и глубиной 2 м, установить металлический забор высотой до 6 м с колючей проволокой, видеокамеры на протяжении сотен километров, специальные огневые точки и блиндажи на случай «воздействия по противнику». Проект планировалось завершить осенью 2018 года.
Специалисты говорили, что рвы и заборы в условиях современной войны – это деньги на ветер, но специалистов не слушали. В апреле 2016 года Яценюка отправили в отставку, он улетел в США, а в июне разразился скандал. Тогдашний депутат от «Самопомощи» Елена Сотник побывала на границе и назвала проект «ямой стоимостью в 4 миллиарда гривен». Она сообщила, что «ров в несколько десятков километров с зелененькой сеточкой и есть та самая «Стена», которая нас должна защитить от вражеских вторжений».
В мае 2021 года Госпогранслужба Украины сообщила, что работы по реализации проекта «Стена» выполнены всего на 51,4%. В 2015-2021 гг. на него было выделено из бюджета 2,3 млрд. грн. За все это время было обустроено 400 км противотанкового рва, 330 км рокадной дороги, 70 км колючей проволоки и 100 км металлического забора.
В июне прошлого года Госпогранслужба направила в Минфин проект финансирования «Стены» на 2020-2025 гг. на 4,5 млрд. грн. Общая сумма затрат возросла бы до 6,2 млрд. грн. Однако Минфин проект отверг, сославшись на то, что Госпогранслужба с 2015 года не предоставляла подробную отчетную информацию.
Сегодня на границе есть несколько образцово-показательных участков, куда на экскурсии возят депутатов и журналистов. Один из них – зона ответственности отдела погранслужбы «Троицкое» в Луганской области. Ознакомившись с ним, Монастырский пришел в восторг. Он не задался вопросом, как так получилось, что тысячи километров границы, несмотря на потраченные миллиарды гривен, до сих пор «голые», а знаменитая «Стена» представляет собой сетку-рабицу в два метра высотой, которую установили лишь неподалеку от контрольно-пропускных и населенных пунктов.
Между тем ответ на этот вопрос еще весной 2017 года дала НАБУ, которая арестовала восьмерых офицеров погранслужбы и директоров строительных фирм, которые в общей сложности похитили 17 млн. грн. Они завышали объемы работ, некоторые вообще не выполняли, а также использовали более дешевые стройматериалы. Три фирмы-генподрядчика отмывали похищенные средства. С тех пор прошло четыре года, но уголовное дело застряло в суде.
При Зеленском такой стиль строительных работ сохранился, достаточно вспомнить программу «Большая стройка». В прошлом году на нее потратили 123,8 млрд. грн., а в 2022-м в проекте бюджета запланировано 125 млрд. грн.
Бывший министр финансов Игорь Уманский, написавший заявление об отставке с должности советника главы офиса президента, сообщил, что 40% бюджетных средств, направленных на проект, разворовывается строительными организациями.
В народе назвали этот проект «большим воровством». По данным офиса генпрокурора, только за 11 месяцев 2020 года было выявлено 429 уголовных правонарушений во время проведения закупок, определения стоимости материалов, исполнения и приема работ. 86 уголовных производств были направлены в суды, сумма убытков по ним составила 35 млн. грн. А всего в прошлом году были предъявлены 29 исков на сумму более 1 млрд. грн.
Подольский мостовой переход
Это только вершина айсберга. Апофеозом украинской коррупции можно считать строительство Подольского мостового перехода в Киеве длиной в 7,5 км, которое было начато в 1993 году и продолжается до сих пор – со скандалами и уголовными делами по фактам хищения средств и растраты имущества. Недостроенный мост считается самым дорогим в Европе и даже послужил практическим пособием для Министерства транспорта Германии, как не надо возводить подобные объекты.
Мифическое вторжение мигрантов на Украину – новый повод затеять стройку очередной «стены», чтобы разворовать отпущенные на строительство деньги. А заодно на польский манер напомнить Евросоюзу об Украине как ревностной защитнице подступов к Европе.