Билл Гейтс и Уоррен Баффет

Билл Гейтс и Уоррен Баффет, или Проект глобального здравоохранения

Эффективный бизнес благотворительного фонда

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Фонд Билла и Мелинды Гейтс (Bill & Melinda Gates Foundation) – это частный благотворительный Фонд, учрежденный в 2000 году миллиардером Биллом Гейтсом и его супругой Мелиндой. Есть еще третья фигура, которая управляет Фондом – миллиардер Уоррен Баффет, он считается самым богатым человеком Америки. Эксперты полагают, что вклад Баффета в Фонд превосходит даже вклад Гейтса.

На конец 2020 года активы фонда приблизились к 52 млрд. долл. Это крупнейший благотворительный Фонд в США. Он оставил далеко позади себя такие известные брэнды американской благотворительности, как Фонд Рокфеллеров (около 5 млрд. долл.), Фонд Форда (15 млрд. долл.), Фонд Джорджа Сороса «Открытое общество» (4 млрд. долл.) и др.

С момента создания Фонд Гейтсов заявил о приоритетах своей благотворительной деятельности: медицина и здравоохранение, образование, борьба с бедностью и голодом в мире. Особенностью фонда является то, что он применяет к пожертвованиям бизнес-методы. Благодаря Биллу Гейтсу появилось понятие «венчурной филантропии». Здесь происходит кричащая подмена смыслов: под словом «филантропия» скрываются понятия «венчурное финансирование», «венчурный бизнес», «венчурные разработки». Деньги направляются на высоко рисковые проекты, способные принести большую прибыль, а также выполняющие роль «кошельков» государственных ведомств, когда надо проплачивать операции, которые неудобно финансировать через федеральный бюджет.

Сумма чистых грантов, выданных Фондом в течение 2020 года, составила 6,12 миллиарда долларов. В рамках шести приоритетных направлений деятельности Фонда были выданы следующие суммы грантов (млн. долл.):

1) Global Development (глобальное развитие) – 1.893; 2) Global Health (глобальное здравоохранение) – 1.792; 3) United States Program (программа Соединенных Штатов) – 642; 4) Global Growth & Opportunity (глобальный рост и возможности) – 620; 5) Global Policy & Advocacy (глобальная политика и защита) – 523; 6) Gender Equality (гендерное равенство) – 94.

Как видим, на первые два направления пришлось более 63% суммарной величины всех грантов Фонда за прошлый год. Назову постоянных главных получателей филантропической помощи Фонда:

1) GAVI Alliance (Глобальный альянс по вакцинациям); 2) World Health Organization (Всемирная организация здравоохранения); 3) The Global Fund to Fight AIDS, Tuberculosis and Malaria (Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией); 4) PATH – The Program for Appropriate Technology in Health (Программа по разработке технологий в сфере здравоохранения); 5) The U.S. Fund for UNICEF (Фонд США по поддержке ЮНИСЕФ); 6) The Rotary Foundation of Rotary International (Фонд Ротари организации «Ротари Интернэшнл»); 7) International Bank for Reconstruction and Development (Международный банк реконструкции и развития – МБРР); 8) Global Alliance for TB Drug Development (Глобальный альянс по разработке медикаментов для борьбы с туберкулезом); 9) MMV – Medicines for Malaria Venture (Частно-государственное партнёрство по разработке медикаментов для борьбы с малярией); 10) Johns Hopkins University (Университет Джона Гопкинса).

В рамках почти всех шести приоритетных направлений деятельности Фонда на первом плане были проекты, связанные с медицинской тематикой. А более конкретно – с «пандемией Covid-19». Ещё более конкретно – с тематикой вакцинации. Фонд Гейтсов так или иначе связан со всеми ключевыми институтами, которые планируют и организуют борьбу с «пандемией». Прежде всего, с ВОЗ. В бюджете ВОЗ на 2020-2021 гг. (как и в предыдущие годы) Фонд Гейтсов является самым крупным донором среди дополнительных (негосударственных) источников финансирования (10,47%). На втором месте среди дополнительных источников находится GAVI Alliance – 5,76%. Это детище Билла Гейтса, которое полностью им контролируется. Фонд Гейтсов и GAVI – единое целое. На этот блок приходится более 16% всех денежных вливаний в ВОЗ. Голос представителя этого блока является решающим при определении приоритетов деятельности ВОЗ.

Среди организаций, которым Фонд Гейтсов оказывает помощь, следует отметить ЮНИСЕФ (UNICEF– United Nations International Children's Emergency Fund) – Детский фонд ООН. Билла Гейтса эта организация интересует, прежде всего, как канал, через который компании Big Parma могут зайти в страны «бедного Юга» со своими препаратами для вакцинации детей.

Удивительно, но Фонд Гейтсов выступает благотворителем по отношению даже к Всемирному банку. А учитывая, что ВБ в прошлом году полностью перепрофилировался на борьбу с «пандемией», можно уверенно сказать, что пожертвования Фонда Гейтсов Всемирному банку направляются на продвижение вакцин от ковида в странах «бедного Юга».

Очень тесные, но малоафишируемые отношения у Фонда Гейтсов с международной неправительственной организаций Rotary International. Это сеть Ротари-клубов, созданных в десятках стран мира; клубы характеризуются большой закрытостью и, по мнению экспертов, имеют признаки масонских лож. Rotary International тоже проявляет повышенный интерес к медицинской тематике и в бюджете ВОЗ на 2020-2021 гг. занимает четвертое место в списке дополнительных источников финансирования (после Фонда Гейтсов, GAVI Alliance и Всемирного банка).

Деятельность Фонда в сфере медицины и здравоохранения заострена на теме вакцин и вакцинации. Во-первых, на разработке препаратов против «уханьского вируса». Во-вторых, на их продвижении в страны «бедного Юга». Так, Фонд имеет тесные отношения с Оксфордским университетом как разработчиком вакцины AstraZeneca и англо-шведской фармацевтической компанией AstraZeneca, производителем одноименного препарата. Как сообщал в прошлом году журнал The Nation, «у Гейтса были рычаги воздействия на университет… потому что Фонд является одним из основателей и крупнейших спонсоров Коалиции за инновации в обеспечении готовности к эпидемиям (Coalition for Epidemic Preparedness Innovations), которая, в свою очередь, финансирует разработку вакцины Оксфордского университета (на сумму около 384 миллионов долларов)».

А самое пикантное это то, что благотворительный Фонд Гейтсов является эффективной бизнес-структурой. Ведь ежегодная раздача грантов осуществляется за счет полученной прибыли, а прибыль очень значительная. По итогам 2020 года сумма выданных грантов составила 6,1 млрд. долл. Активы Фонда на конец года были равны без малого 52 млрд. долл. Прирост активов за год – 0,9 млрд. долл. Таким образом, прибыль Фонда как сумма выданных грантов и прироста активов составила 7 млрд. долл. Рентабельность активов Фонда Гейтсов по итогам года, по моим оценкам, достигла 13,7%. Такому финансовому результату могут позавидовать многие компании и банки.

А все очень просто: Фонд процветает за счет операций (преимущественно спекулятивных) на финансовых рынках. На конец первого квартала 2021 года 45,23% портфеля Фонда Гейтсов приходилось на акции инвестиционного холдинга Berkshire Hathaway, которым управляет Уоррен Баффет. Акции этого холдинга выросли более чем на 21% за первый квартал текущего года и более чем на 38% на годовой основе. Говорим «Фонд Гейтсов» – подразумеваем Berkshire Hathaway; говорим Berkshire Hathaway – подразумеваем «Фонд Гейтсов». Фонд и холдинг взаимно обслуживают друг друга.

Много фактов говорят о том, что главным направлением инвестирования Фонда являются компании Big Pharma. Фонд делает такие инвестиции и напрямую, и через холдинг Berkshire Hathaway.

Интересные детали, касающиеся инвестиций Фонда в фармацевтическую промышленность, содержится в статье While the Poor Get Sick, Bill Gates Just Gets Richer (В то время как бедные болеют, Билл Гейтс становится богаче), размещённой в журнале The Nation. Стало, в частности, известно, что Фонд Гейтса заключил с компанией Moderna рамочное соглашение о «глобальном проекте здравоохранения». В соглашении оговаривается, что Фонд потратит 100 миллионов долларов на лицензирование проекта в обмен на получение «определённых неисключительных лицензий» от Moderna. Детали соглашения не разглашаются.

Фото: REUTERS/Rick Wilking