Известно, что Киев как при Порошенко, так и при Зеленском, не стремился к выполнению Минских соглашений, последние полтора года это демонстрировалось всё более явно. Украинская власть прямо потребовала диаметрально изменить прописанный в соглашениях порядок передачи украинской стороне контроля над границей. Из уст политиков высокого официального уровня звучали всё более наглые заявления о «неприемлемости» Минских соглашений, да и сами эти соглашения в Киеве старались не упоминать, предпочитая говорить о «нормандском формате».
И тут внезапно в СМИ попал подготовленный в Киеве и уже направленный в Москву и западным партнёрам план «10 шагов по Донбассу». Заметим, что план носит неизмеримо более конструктивный характер, чем все заявления и действия Киева до этого. По крайней мере, в документе нет ничего, что противоречило бы Минским соглашениям. Вопрос о порядке передачи контроля над границей не упоминается, но говорится об имплементации «формулы Штайнмайера», которая как раз предполагает должный порядок. Говорится и о принятии предусмотренных соглашениями законов (об особенностях местного самоуправления ОРДЛО; об амнистии; о децентрализации (с учетом особенностей ОРДЛО); о специальной (свободной) экономической зоне; об особенностях проведения местных выборов в ОРДЛО. Причём вносить их в Раду предполагается после согласования в ТКГ (фактически с представителями непризнанных республик, как и предусмотрено Минскими соглашениями).
Первыми пунктами нового киевского плана значатся прекращение огня с возвратом к положениям соглашения от 22 июля 2020 года, из которого Украина сама же и вышла. На последнем заседании ТКГ украинская сторона предложила вернуться к этому соглашению. Кроме того, количество нарушений режима прекращения огня в последние дни значительно сократилось.
Причины вдруг обнаружившегося «миролюбия» Киева достаточно очевидны – стал давить Запад, обеспокоившийся тем, что терпению России относительно постоянных украинских провокаций может в конце концов наступить конец.
Стало известно, что на прошедшем саммите «Восточного партнёрства» в Брюсселе «европейские лидеры выдвинули Зеленскому список предложений для разрядки ситуации. В предложениях говорится, что нужно снять усиливающие раскол Украины санкции с оппозиционных СМИ и освободить из-под домашнего ареста Виктора Медведчука. «Предложения публично не озвучивались, они передавались украинской стороне в конфиденциальном порядке», – рассказал «Стране» источник в дипломатических кругах, имевший отношение к переговорам.
Сразу после возвращения Зеленского из Брюсселя возникли проблемы у Порошенко. Ему предъявили подозрение в государственной измене (с той же фабулой, что и у Медведчука – поставки угля из непризнанных республик), а в прокуратуре подготовили ходатайство об аресте Порошенко. Тот мгновенно собрал чемоданы и укатил за пределы Украины.
По имеющейся информации, Зеленскому удалось получить у западников карт-бланш на нейтрализацию правой оппозиции, где Порошенко является ключевой фигурой. Вряд ли дело дойдёт до реального срока бывшему президенту, задача заключается в его политическом ослаблении в преддверии, как предполагается, реального движения к мирному урегулированию. Зеленский и его окружение давно освоили тактику ушлого приказчика, который внешне выказывает рвение в выполнении распоряжений хозяина, но действует только в своих интересах.
На этом фоне украинская власть в очередной раз сорвала назначение нового главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Этот вопрос прописан отдельным пунктом в итоговом заявлении после очных переговоров Зеленского и Байдена 2 сентября (американцы настойчиво стремятся легализовать на Украине режим прямого внешнего управления). Однако в отличие от предыдущих случаев посольства США и других западных стран на эту проволочку никак не отреагировали.
Таким образом, из сложившейся ситуации Зеленский и К0 даже ухитрились извлечь определённые выгоды – в очередной раз отодвинули полное формирование американской «антикоррупционной вертикали» и развернули наступление на одного из самых опасных для себя политических оппонентов, Петра Порошенко.
Нет сомнений, что и в мирном процессе будет использована та же тактика – получить желаемое (в частности, из 10 пунктов 3 посвящены встрече президентов России и Украины), а в остальном – проволочки, отказ от уже достигнутых договоренностей, выдвижение заведомо неприемлемых условий.
Так уже было после достижения договоренностей между Дмитрием Козаком и Андреем Ермаком. Зеленский даже не пытался их выполнить, испугавшись внутренних сложностей. Это и имел в виду В. Путин, когда заявил, что «Президент Зеленский пришел к власти и вместо того, чтобы их [Минские соглашения] исполнять, подпал, как и прежние руководители, под влияние радикальных элементов, как на Украине говорят, "нациков"».
Запад такая линия Киева вполне устраивала: она давала повод для антироссийских санкций и продвижения к российским границам натовской инфраструктуры под предлогом защиты от «российской агрессии». Однако действия Москвы показали, что до бесконечности она терпеть не будет, и Запад был вынужден начать искать пути разрешения конфликта, в том числе и подталкивая Киев к более конструктивной позиции.
В Москве понимают, что даже в случае политического урегулирования в Донбассе нынешний кризис может быть использован как повод для ещё более энергичного продвижения натовской инфраструктуры на восток. Вплоть до оформления членства Украины в альянсе как «компенсации» за выполнение Минских соглашений.
Поэтому сейчас во главу угла ставится получение абсолютно твёрдых гарантий уважения интересов безопасности России и отказ от продвижения НАТО на восток в любой форме. В этом смысле конфликт в Донбассе – лишь часть проблем, осложняющих отношения России и Запада.