17 декабря Государственное бюро расследований (ГБР) Украины сделало довольно странное сообщение о том, что его следователи пытались вручить повестку о вызове в суд Петра Порошенко, но не смогли: Порошенко следователей проигнорировал и «уехал в неизвестном направлении».
Бывшему президенту вменили разом финансирование терроризма, государственную измену и создание террористической организации. Речь идет о том же деле, по которому уже год ведется преследование Виктора Медведчука, – о поставках угля на Украину из ДНР и ЛНР.
20 декабря, по словам адвоката Порошенко, следователи просто засунули в щель калитки текст «подозрения» и повестку на допрос на 23 декабря. В «подозрении» прокуроры просили назначить «пятому президенту Украины» в качестве меры пресечения заключение под стражу с возможностью внесения залога в 1 млрд. гривен.
Наблюдатели отметили два фактора, которые могли придать Зеленскому такую прыть, – катастрофическое падение его рейтингов и заметную активизацию его противников, готовящих решительное наступление на президента-комика. Порошенко после этого срочно уехал за границу, но через месяц сообщил о намерении вернуться. Его возвращение было оформлено, как шоу, с массовым сбором сторонников в месте пересечения границы. По закону уклонявшегося от повесток Порошенко должны были задержать на паспортном контроле для принудительного привода в суд, однако ничего подобного не произошло.
Заседание суда проходило под аккомпанемент выкриков сторонников Порошенко и продолжалось почти до полуночи, причём часов пять пришлось ждать судью из «совещательной комнаты». Вынесение вердикта было перенесено на 19 января, и вот вердикт известен – «личное обязательство» Порошенко по каждому требованию появляться в органах досудебного расследования; в случае невозможности явки сообщать в прокуратуру, не выезжать из Киевской области без разрешения следователя, сдать загранпаспорта. И это по подозрению в государственной измене! Комедия!
Сторонники Порошенко имели полное основание воспринять решение суда как свою «перемогу», а властям пришлось признаться в политической импотенции и сдать назад.
И пирамида власти начала сыпаться. Дистанцировалась от Зеленского его креатура генпрокурор Ирина Венедиктова. 17 января об уходе от Зеленского заявил его внештатный советник и глава украинской делегации в ТКГ, один из видных рупоров власти Алексей Арестович; у этого тоже нешуточные амбиции.
У Порошенко есть основания считать себя триумфатором. Помимо очевидного унижения оппонента и избавления от серьезных издержек в виде штрафа в 1 млрд. гривен (патологическая жадность Порошенко к деньгам известна), главным итогом следует считать переход Порошенко в статус лидера киевской «партии войны».
Что касается Зеленского, то его положение после провала с судом над Порошенко стало на редкость незавидным. Для национал-патриотов он неприемлемая фигура, а теперь к этому добавилось разочарование избирателей, которые видели в Зеленском «новое лицо», того самого Голобородько из телесериала «Слуга народа».
Вряд ли грезящий возвращением в президентское кресло Порошенко будет ждать два с лишним года до очередных выборов. В ближайшее время украинская «партия войны» постарается раскачать ситуацию до той точки, когда можно будет сместить Зеленского и организовать новые выборы. Предполагаем, Порошенко для того и провел месяц за границей, чтобы провести консультации и получить гарантии.
Как раз в тот день, когда суд вынес свой вердикт, в Киев прилетел госсекретарь США Энтони Блинкен. Касательно «дела Порошенко» он в интервью иностранному агенту в РФ "Голосу Америки"** отметил, что не может это дело комментировать и заявил о «необходимости объединения украинцев перед российской угрозой». Иными словами, дал команду не трогать Порошенко.
Визит Блинкена явился звеном в цепи дипломатических контактов с Киевом и вокруг Киева. 17 января в столице Украины побывала министр иностранных дел Германии Анналена Бербок, на следующий день посетившая Москву. Блинкен после Киева направится в Берлин, а оттуда в Женеву, где 21 января состоится его встреча с Сергеем Лавровым.
По сделанным Блинкеном в Киеве заявлениям (если отбросить дежурные фразы о поддержке Украины в противостоянии «российской агрессии») кто-то поспешит предположить, что американская дипломатия принуждает Киев к выполнению политической части Минских соглашений (выборы до передачи контроля над границей, амнистия, закрепление в Конституции Украины особого статуса «отдельных районов» Донбасса).
Спросите, как тогда объяснить комический исход «дела Порошенко» в суде, невозможный без участия американцев и вызвавший усиление «партии войны»? Не будем гадать, ибо не новость: истинные цели американских «хозяев игры» могут быть диаметрально противоположны заявляемым.