Минск жёстко ответил на санкции Литвы

Минск жёстко ответил на санкции Литвы

Разругавшись с Китаем и Белоруссией, Вильнюс подсчитывает убытки

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В понедельник, 7 февраля, вводится запрет на транспортировку по территории Белоруссии продуктов нефтепереработки, химических и минеральных удобрений из Литвы.

Такое решение стало ответом Минска на запрет транзита белорусских калийных удобрений по территории Литвы с 1 февраля текущего года.

Ответные санкции нанесут удар двум литовским предприятиям – Мяжейкяйскому НПЗ и химическому заводу Achema.

Премьер-министр Беларуси Роман Головченко предупреждал Вильнюс заранее, обещая жёсткие ответные меры, которые будут симметричными и коснутся литовского железнодорожного транспорта, следующий по территории Белоруссии.

«Республика Беларусь не может игнорировать данную гибридную атаку и вынуждена, как предупреждалось заранее, пойти на ответные меры. Нами принято решение о запрете перевозок транзитом по своей территории следующих из Литвы железнодорожным транспортом нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, погруженных на станциях «Литовских железных дорог». По территории Республики Беларусь таких грузов перевозится около 1,5–1,6 млн тонн на сумму более 1 млрд долларов США ежегодно»,

– говорится в официальном заявлении МИД Республики Беларусь.

Мяжейкяйский НПЗ, который попал под действие санкций, только в прошлом году экспортировал на Украину около одного миллиона тонн нефтепродуктов. В связи с чем в Киеве переживают – каким образом теперь литовские нефтепродукты попадут на Украину, пока непонятно.

Безусловно, выход будет найден: то ли через Россию, то ли через Польшу, однако новый транзит несомненно приведёт к удорожанию нефтепродуктов, которые скажутся на и без того бедственном положении украинской экономики.

Впрочем, положение в литовской экономике не лучше – разругавшись с Китаем и Белоруссией, страна подсчитывает убытки.

Объявив о запрете покупки соли в Белоруссии, Литва теперь вынуждена покупать её в Египте в три раза дороже.

«Раньше мы платили 56 евро за тонну белорусской соли, а за тонну египетской придётся отдать 150 евро. Очевидно, что в следующем году в бюджетах городов и районов потребуются дополнительные средства, которые можно было бы направить на другие цели»,

жалуется мэр Йонавы Миндаугас Синкявичюс.

Есть ещё одна проблема: разорвав договор с «Беларуськалием», «Литовские железные дороги» (LTG) должны вернуть аванс белорусской стороне. Вот только полученный аванс успели благополучно потратить и сегодня денег нет.

Теперь приходится LTG обращаться во все банки страны, в том числе и коммерческие, с просьбой дать денег на возвращение аванса. По словам представителя компании Мантаса Дубаускаса, Минск оплатил транзит по март месяц, сообщает lrt.lt.

Банки же пока молчат, вполне вероятно, они уверены, что «Литовским железным дорогам» теперь всё равно не выжить.

Но и это ещё не всё.

Взявшись старательно исполнять американские санкции, власти Литвы сорвали доставку калия американским компаниям, которые уже заплатили за удобрения. Причём правительство Литвы получило письменное обращение из США не срывать транзит удобрений, однако просьба «западных партнёров» не была учтена.

«То есть, Литва запретила экспорт в США стратегического продукта, обеспечивающего национальную безопасность США, ссылаясь на интересы США, сорвав при этом контракты американских компаний, проигнорировав их обращения.

Вы что-то понимаете? Я – нет»,

прокомментировал всё это предприниматель, основной владелец терминала Biriu kroviniu terminalas в Клайпеде Игорь Удовицкий.

Судя по всему, за срыв поставок калийных удобрений в США ответят также «Литовские железные дороги».

Соб. корр. ФСК