Вываливающиеся, как из дырявого мешка горох, санкции образца 2014 года против России залежались и протухли. А президент России Владимир Путин не теряет время даром.
В апреле 2014 года в Москве побывал министр иностранных дел Швейцарии Дидье Буркхальтер и подробно расписал на встрече в Кремле возможные действия со стороны Европы и США, если Россия признает Донецкую и Луганскую народные республики.
Надо сказать, экономика Российской Федерации образца 2014 года не была готова отражать экономические удары, но восемь лет шла серьёзная, кропотливая работа. Была выработана новая стратегия: производить больше на своей территории, чтобы меньше зависеть от импорта.
И результаты впечатляющие.
В 2022 году Россия из импортёра превратилась в первого в мире экспортера пшеницы. Теперь торговля зерном приносит больше денег в российский бюджет, чем торговля оружием. Если в 2013 году Россия продавала 100% углеводородов за доллары, то в 2022 году только 10%. Золотовалютные запасы России в значительной части хранятся теперь в золоте и юанях.
Под угрозой отключения от SWIFT Россия разработала систему быстрых платежей СПФС; система опробована, в неё включены не только все российские банки, но и китайский Центробанк. Русские вслед за китайцами разработали и свою платёжную систему «Мир».
И ещё: государственный долг России составляет всего 15 % ВВП, это вообще ничто по сравнению со 120% ВВП во Франции. В России нет ни торгового дефицита, ни бюджетного дефицита, при формировании бюджета в РФ исходят из 40 долларов за баррель нефти, а на 4 марта 2022 года эта цена уже превысила 110 долларов. Россия производит сейчас разворот на восток, её главными экономическими партнерами становятся Китай и Индия. В 2020 году экспорт российского газа в Китай увеличился на 75%, экспорт нефти на 31%.
Россия – третий в мире производитель и второй экспортёр нефти. Почти все стратегические металлы идут на Запад из России. Россия – ключевой поставщик палладия (33%), незаменимого при производстве полупроводников. Соединённым Штатам нечем заменить российский палладий и платину, необходимые для производства титана высокого качества, используемого в аэрокосмической промышленности.
С 1 января на 20% выросли цены на никель, достигнув максимума за последние 10 лет. Этот металл, один из самых востребованных на планете, используется для производства батарей для электромобилей. Российский «Норникель» в прошлом году обеспечил 40% от мирового производства никеля, спрос на который и раньше превышал предложение.
Европейские политики и специалисты не просчитали все последствия антироссийских санкций. Европа на 38,5% зависит от российского газа и найти ему замену не может.
До 2014 г. Франция импортировала в Россию очень много мяса и пшеницы, но в результате введения санкций Россия превратилась из импортёра в экспортёра.
Антироссийские санкции ударили по Европе и в области обеспечения её титаном. Россия находится на втором месте в мире после Китая по залежам титана. Как заявила производитель ракетных и авиационных двигателей компания Safran, запасов титана на её складах хватит всего на несколько месяцев.
Первая французская жертва санкций против России - французская энергетическая компания Engie - теряет 987 миллионов евро вложенных инвестиций плюс упущенная прибыль.
Лёик лё Флош-Прижан, который в разные годы возглавлял "Газ де Франс", SNCF (железные дороги Франции), нефтеперерабатывающую компанию Elf Aquitaine, говорит: «Французская экономика куда более интегрирована в российскую, чем многим представляется. Санкции, навязанные нам американцами, практической пользы не имеют, а по Франции бьют куда сильнее, чем по другим странам: я не знаю, будет ли страдать Россия, но мы, во Франции, страдать будем много и в различных отраслях. У Франции нет больше ни энергетической, ни промышленной политики. Наша (энергетическая) политика тридцать лет подряд уступала давлению немцев, которые использовали свой экономический вес в Евросоюзе. Франция обеднела даже в вопросах обороны, где немцы хотят, чтобы покупалось их вооружение, но сами ничего не заказывают».
В паре Германия – Франция назревают большие проблемы. Эти два государства-члена НАТО находятся в оппозиции по многим вопросам, в том числе по вопросу об операциях России на Украине и в Африке, а также по отношению к США. Скажем прямо: интересы Франции и Германии различаются настолько, что политические союзы, в которые обе страны входят, могут противостоять друг другу.
США считают Германию своим основным партнёром в Европе. В течение 10 лет США и Германия делали всё, чтобы ослабить Францию. А Франция балансировала между США и Россией, став в итоге посмешищем и в Европе, и в Африке.
Концепцию Европы нужно пересмотреть, пока континентальная Европа не исчезла из мировой истории, и в новой концепции должно быть записано, что Россия наш партнёр навсегда.
А что же американцы? Американцы, в отличие от европейцев, имеют с Россией всего 1% их внешнеторгового оборота, так что им легко принимать санкции, раз расплачиваться за них придется другим – той же Франции, например.
И главный дефицит сегодняшнего дня в Европе – отсутствие крупных государственных деятелей, настоящих лидеров своих наций. Люди, занявшие места лидеров, демонстрируют невежество, неумение просчитывать свои действия, отсутствие стратегического мышления.