Начавшиеся 2 июля выступления протеста в Нукусе обернулись массовыми беспорядками по всей автономии, в том числе в Чимбае, в Муйнаке. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев оперативно прибыл в город и на встрече с депутатами местного парламента Жокаргы Кенеса, аксакалами и активом Каракалпакстана предложил не вносить поправки в статьи Конституцию, касающиеся Каракалпакстана и возбудившие народ. Однако остановить беспорядки было уже сложно, за дело взялись спецназ и Нацгвардия.
Указом президента с 3 июля 2022 года в Каракалпакстане введено чрезвычайное положение. Комендантский час с 21:00 до 7:00. Ограничены движение транспортных средств, въезд и выезд из региона. Все массовые мероприятия запрещены. Главой комендатуры назначен командующий Нацгвардией Рустам Джураев.
В Нукусе стали нападать на силовиков, жечь автопокрышки. Против нападавших применили слезоточивый газ и травматическое оружие. Демонстранты стали вооружаться холодным оружием, пытались захватить здания ГУВД и управления Национальной гвардии в Нукусе, по городу заговорили о движении на помощь митингующим отрядов поддержки (до 20 тысяч человек) из северных районов (Шымбай, Халкабад, Тахтакопир), разрушающих блокпосты.
В городе отключили мобильный интернет, нарушив связь бунтующих группировок. Беспорядки продолжались всю ночь, несмотря на введённый комендантский час.
В Нукусе жарко
2 июля МВД Узбекистана сообщило, что в Каракалпакии была пресечена попытка захвата органов госвласти преступной группой: «Провокаторы, опираясь на собравшихся граждан, предприняли попытку овладеть государственными учреждениями и таким образом внести раскол в общество, дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в Узбекистане». МВД заявило, что попытки массовых беспорядков пресечены, организаторы задержаны, провокаторы будут привлечены к ответственности.
3 июля Мирзиёев опять прибыл в Нукус, где провёл совещание с подключением ко всем районам Каракалпакстана. Мирзиёев, обращаясь к депутатам, указал на предложенные изменения и заявил: «Вы сами стояли во главе этого, вы сами выступили с инициативой, вы сами подписали, сами выступили и сами одобрили». Президент заявил, что ни одна из статей 70, 71, 72, 73, 74, 75 Конституции Узбекистана, касающихся Каракалпакстана, «не будет изменена, если каракалпакский народ недоволен».
Мирзиёев в Нукусе
Президент признал гибель сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц и заявил: «Некоторые наёмнические силы под предлогом недовольства конституционными реформами выбирают путь агрессии и насилия и пытаются дестабилизировать ситуацию в Узбекистане. Пользуясь проверенными технологиями распространения фейковой информации и возможностями социальных сетей, деструктивные силы преследуют четкую цель и привлекают граждан к антиконституционной деятельности».
Его слова подтверждались массовыми вбросами об обстрелах и жесточайших столкновениями с силовиками. Появилась информация о погибших, «очевидцы» рассказывают о разорванном напополам мужчине и демонстрируют видео с потоками крови. Этот фейк разоблачили почти сразу: выяснилось, что для разгона митингующих полиция использовала водометы с подкрашенной в характерный цвет водой.
«Реки крови» и отжатый БТР
В соцсетях появились видео взятия в плен митингующими солдат внутренних войск Узбекистана и «отжатого» БТР Нацгвардии. Одновременно появились видеообращения к Москве и Казахстану с просьбой помочь каракалпакам.
На фоне происходящих событий Узбекистан закрыл границу между Каракалпакстаном и Казахстаном, приостановлена работа автомобильного пункта пропуска Даут-ата – Тажен и железнодорожного сообщения по маршруту Каракалпакстан – Бейнеу.
В ответ МИД Казахстана заявил, что Казахстан твёрдо придерживается курса на развитие сотрудничества с Узбекистаном в духе договоров о вечной дружбе и о стратегическом партнерстве, а также Декларации о союзнических отношениях и поддерживает решения руководства Узбекистана по стабилизации ситуации в Каракалпакстане.
Тем не менее казахский НПО-актив поддержал протесты. Так, проживающий в Актау беженец из Каракалпакии Ниеткали Оразбаев заявил о «преступном решении» внести поправки в Конституцию. В Атырау поддержать бунт вышло до сотни каракалпакцев, 40 человек были задержаны.
Казахский националист Дос Кошим заявил: «Ошибкой было то, что Каракалпакстан забрали у Казахской АССР и передали РСФСР, а затем Узбекистану. По культуре и языку каракалпаки близки к казахам».
3 июля Ташкент начал делать рассылку с сообщениями, что не будут принимать поправки к Конституции, исключающие выход автономии Каракалпакстан из состава республики.
Жокаргы Кенес Каракалпакстана опубликовал официальное заявление, в котором говорится: «Преступная группа лиц организовала противозаконные действия, выразившихся в попытке захвата органов государственного управления Республики Каракалпакстан. Провокаторы, опираясь на собравшихся граждан, предприняли попытку овладеть данными государственными учреждениями и таким образом внести раскол в общество, дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в Узбекистане». В заявлении высказана обеспокоенность попытками нездоровых внешних сил повлиять на развитие ситуации в Каракалпакстане.
О внешней заинтересованности в дестабилизации Узбекистана заявил и Александр Лукашенко, отметивший, что следующая схватка в борьбе за передел мира будет в Центральной Азии, симптомы уже появились.
Тем временем радио «Озодлик» (узбекская редакция признанного в РФ иноагентом радио «Свобода»**) раздувает темы «Каракалпакия – незаживающая рана со времен СССР», «Каракалпакия – наследие диктатора Каримова и коммунистов». Вот один из примеров «экспертизы»: «Москва в погоне за «хлопком для ВПК» уничтожила Арал и довела Каракалпакию до экологической катастрофы, а Мирзиёев, вместо того чтоб попытался восстановить Арал, ограничивается посадкой саксаула, так как он на дне осушенного моря ищет месторождения нефти».
Одновременно в соцсетях появились «тексты поддержки» от таджиков Узбекистана из анклава Сарвак, которые тоже «испытывают национальное угнетение».
Даулетмурат Тажимуратов
И не стоит забывать о главном виновнике взрыва Даулетмурате Тажимуратове, задержание которого и вылилось в беспорядки. Тажимуратов называет себя «независимым журналистом», который после попытки ареста (его выпустили) направил обращения с жалобой в ОБСЕ, ООН, в посольства США, Великобритании, Германии, в Комитет по защите прав журналистов в Нью-Йорке. Адресаты понятны. Тажимуратова уже вовсю раскручивает журналист Лолагул Каллыханова, которая также обратилась к международным правозащитным организациям. Не исключено, что вскоре станут известными и контакты руководителя движения «Алга, Каракалпакстан» Амана Сагидуллаева (он же Марип Кунградский), комментарии которого сегодня цитируют СМИ «свободного мира».
Неизвестно, чем закончится эта история для Мирзиёева, который пошёл на компромисс ради гражданского мира, но каракалпакский триггер наверняка станет предметом особого интереса участников Большой игры.
Соб. корр. ФСК
Заглавное фото Армейские подразделения под Нукусом