Если оценивать значимость отраслей и секторов российской экономики по их доле в валовом внутреннем продукте, то многие на первое место поставят нефтегазовый сектор. В 2017 году Росстат впервые обнародовал такой показатель, как доля нефтегазового сектора в создаваемом ВВП. Она оказалась равной 16,6%. Внушительная доля, хотя многие полагали, что она выше. По итогам 2021 года Росстат оценил эту долю в 17,4%.
Однако есть один сектор российской экономики, который по масштабам операций превосходит нефтегазовый сектор. Если оценивать его с помощью относительного показателя ВВП. Речь идет о внешней торговле (экспорт и импорт). Обратимся к данным Росстата, которые позволяют оценивать величину экспорта и импорта как в абсолютных стоимостных показателях (российских рублях), так и в виде относительных показателей (доля в ВВП).
Табл. 1.
Стоимостной объем экспорта и импорта товаров и услуг РФ по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП), %
| 1997 | 2000 | 2010 | 2016 | 2019 | 2020 | 2021 |
Экспорт | 24,7 | 44,1 | 29,2 | 30,8 | 27,0 | 26,6 | 26,3 |
Импорт | 22,5 | 24,0 | 21,5 | 14,7 | 21,1 | 21,7 | 24,2 |
Сальдо | 2,2 | 20,1 | 13,7 | 16,1 | 5,9 | 4,9 | 2,1 |
Хочу обратить внимание, что за всё время существования РФ ее внешняя торговля всегда характеризовалась превышением экспорта над импортом. Иначе говоря, профицитом, или активным сальдо торгового баланса. В отдельные годы профицит измерялся двузначными цифрами. Так, в 2000 году он составил 20,1% ВВП. В некоторые годы превышение экспорта над импортом было двукратным или даже более того. Например, в 2016 году.
Честно говоря, такие «рекорды» вызывают недоумение и тревогу. Особенно, когда рассматриваешь торговый баланс в контексте платежного баланса РФ. Из последнего хорошо видно, что гигантские суммы торговых профицитов уходят из России по нескольким каналам. Во-первых, за счёт этих профицитов оплачиваются выводимые из страны доходы иностранных инвесторов. Во-вторых, профициты трансформируются в вывоз из страны частного капитала, который уходит на Запад и в офшорные юрисдикции. В-третьих, Центробанк с помощью этой валюты наращивает международные резервы, что является также своеобразной формой экспорта капитала, подпитывающего западные экономики.
Если всё называть своими именами, то хронические профициты торговых балансов являются проявлением колониального ограбления России Западом. Используя данные Банка России, можно подсчитать, каковы масштабы этого ограбления. На сайте Центробанка выложены платежные балансы России начиная с 1994 года по сегодняшний день.
Приведу укрупненные оценки суммарных профицитов торговых балансов РФ за четыре периода. Первый период – с 1994 по 2000 гг.; второй – с 2001 по 2010 гг.; третий – с 2011 по 2020 гг.; четвертый – с 2021 г. по середину 2022 года.
Итак, величина суммарных профицитов (млрд долл.):
первый период – 137,6
второй период – 899,7
третий период – 1.187,3
четвертый период – 328,
В целом за период с 1994 года по середину 2022 года профицит торгового баланса составил 2.553,1 млрд долл. Таковы примерные масштабы ограбления России за двадцать восемь с половиной лет. Говорю «примерные», имея в виду, что они, скорее всего, заниженные. По той причине, что данные Центробанка отражают лишь легальные операции по внешней торговле, которые фиксируются ФТС. А есть еще нелегальные операции, или контрабанда. И масштабы такой контрабанды, по оценкам экспертов, всегда были очень значительными.
Проблема дисбалансов во внешней торговле России особенно явно высветилась в текущем году, особенно после 24 февраля. Я об этом уже неоднократно писал. По данным Банка России, экспорт товаров и услуг из России по итогам первой половины текущего года составил 319,5 млрд долл., импорт – 161,1 млрд долл., а торговый профицит – 158,4 млрд долл.
Банк России опубликовал уже оценку профицита по итогам семи месяцев 2022 года, он вырос до 192,4 млрд долл. За семь месяцев профицит составил такую величину, которая превышает самые рекордные показатели профицита по итогам целого года. А рекордными были профициты следующих лет (млрд долл.): 2018 г. – 165,9; 2011 г. – 163,4; 2008 г. – 157,2. По мнению большинства экспертов, в оставшиеся месяцы 2022 года профицит будет продолжать расти. Никто не сомневается, что по итогам года превышение экспорта над импортом составит не менее 300 млрд долл. и будет примерно двукратным.
И если раньше денежные власти России (Центробанк и Минфин) радовались профицитным рекордам, то сегодня и они выражают обеспокоенность. Ведь большая часть профицита состоит сейчас из так называемых токсичных валют (прежде всего, доллары США и евро), которые в любой момент могут быть заморожены или даже конфискованы.
Санкционная война против России впервые заставила многих задуматься: а зачем нам такие профициты торгового баланса? Есть ли в государстве какое-то ведомство, которое уполномочено контролировать и регулировать состояние торгового баланса?
В СССР, как многие помнят, было Министерство внешней торговли (МВТ), реализовавшее принцип государственной монополии внешней торговли. Вся внешняя торговля находилась в руках государства: МВТ осуществляло планирование и общее управление внешней торговлей, а практические операции проводили специально на то уполномоченные всесоюзные внешнеторговые объединения, которые специализировались на тех или товарных группах (в 1980-е годы было около полусотни таких объединений). МВТ помимо всего отвечало за балансирование экспорта и импорта. Любой дисбаланс в торговле рассматривался как ЧП.
В Российской Федерации государственной монополии внешней торговли уже не было. Однако ведомство, курирующее внешнюю торговлю, по инерции продолжало существовать. Сначала оно называлось: Министерство внешнеэкономических связей Российской Федерации (министры: В.Н. Ярошенко, П.О. Авен, С.Ю. Глазьев, О.Д. Давыдов). В 1997 году ведомство было реорганизовано в Министерство внешнеэкономических связей и торговли Российской Федерации (министр – М.Е. Фрадков). В апреле 1998 года ведомство упразднили. Вопросы внешней торговли были переданы во вновь созданное Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (министры Г.В. Габуния, Ю.Д. Маслюков). В сентябре того же года было создано Министерство торговли Российской Федерации, вопросы внешней торговли были переданы ему (министры Г.В. Габуния, М.Е. Фрадков). В мае 2000 года на свет родилось Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, ему помимо всего было поручено заниматься внешней торговлей (министры – Г.О. Греф, Э.С. Набиуллина). В 2008 году у министерства поменяли вывеску, оно стало называться Министерством экономического развития Российской Федерации. А все вопросы торговли были переданы тогда же, в мае 2008 года, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (которое до этого называлось Министерством промышленности и энергетики РФ). И с тех пор вопросами внешней торговли ведает указанное ведомство, которое кратко именуют Минпромторгом. С 2008 по 2012 гг. ведомством рулил В.Б. Христенко, затем его возглавил всем сегодня известный Д.В. Мантуров.
Сфера внешней торговли в Российской Федерации с каждым годом становилась всё более бесхозной. Этот важнейший сектор российской экономики перекидывали из одного ведомства в другое. Такое ощущение, что внешняя торговля рассматривалась как «бесплатный довесок» к профильной деятельности. Так, в Министерстве торговли занимались преимущественно внутренней оптовой и розничной торговлей, а внешней торговлей – по «остаточному принципу». Еще большим пасынком внешняя торговля стала в тех министерствах, которые занимались экономическим развитием и промышленностью.
Минпромторг в сегодняшней России вообще превратился в супер-министерство. Ведомство занимается почти всеми отраслями промышленности (за исключением добывающей промышленности в секторе нефти и газа, которая находится под Министерством энергетики). В СССР в отдельные годы было до трех десятков министерств и государственных комитетов по разным направлениям промышленности. А сегодня все это находится руках Минпромторга. Судя по всему, у этого министерства внешняя торговля находится на 101-м месте. Несмотря на ее видное место в экономике.
Примечательно, что в Российской Федерации есть закон, касающийся внешней торговли. Он был принят 8 декабря 2003 года и называется "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (N 164-ФЗ). О нем почему-то сегодня почти никто не вспоминает. Он – из разряда тех, что принято называть декоративными. И даже как декоративный он сегодня, в условиях санкционной войны коллективного Запада против России неприемлем. В статье 4 «Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности» перечисляются 13 принципов. Начинается список со следующего принципа: «защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг». Проще говоря, это принцип примата интересов участников внешнеторговой деятельности. Почти как примат прав человека над интересами общества. Ни в одном из тринадцати принципов ничего не сказано о том, что внешняя торговля должна служить интересам общества и государства (для приличия говорится лишь о том, что они должны учитываться) И мы видим, что участники внешнеторговой деятельности реализуют, прежде всего, свои интересы, которые, мягко выражаясь, не всегда совпадают с национальными. Форсирование экспорта товаров и услуг частными компаниями зачастую преследует цель не обеспечить страну валютой, необходимой для закупки жизненно необходимых товаров, а оставить полученную валюту за границей. В какой-нибудь Англии, Америке или офшорной юрисдикции.
В новых условиях следует внести радикальные поправки в закон 2003 года. А еще лучше написать и принять новый закон в силу особой значимости внешней торговли. У нас есть понятие «стратегически значимое предприятие (компания)». Следовало бы также ввести понятие «стратегически значимый сектор (отрасль)». Первое место в списке таких стратегически значимых секторов экономики должна занять оборонка. А на второе место может претендовать сектор внешней торговли, и здесь необходимо полное восстановление государственной монополии, подобной той, которая существовала в СССР.
Предлагаемый новый закон следовало бы было назвать законом об учреждении государственной монополии внешней торговли. Он должен предусматривать учреждение полноценного Министерства внешней торговли Российской Федерации, в систему которого должны входить специализированные государственные экспортные и импортные компании. На первое место в списке принципов внешней торговли следует поставить примат государственных интересов при планировании и проведении внешнеторговых операций. А из него должен вытекать и принцип обеспечения сбалансированной внешней торговли.
Рисунок: crescofinance.ru