Время от времени в России звучат заявления о необходимости выхода Российской Федерации из той или иной международной организации. Например, российский предприниматель Константин Бабкин многократно на протяжении десяти лет ставил вопрос о выходе России из Всемирной торговой организации (ВТО), куда нас силком затянули в 2012 году. В период так называемой пандемии ковида высветилась неблаговидная роль Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в сокрытии рукотворных причин этой «пандемии» и продвижении интересов «Большой Фармы». Раздавались требования и о выходе из ВОЗ.
После 24 февраля многие международные организации заняли откровенно антироссийскую позицию. В то же время со стороны коллективного Запада наблюдаются постоянные попытки выдавить нас из тех или иных международных организаций – Совета по правам человека ООН (СПЧ), Совета Безопасности ООН, G-20, Всемирного почтового союза и др. Россия уже утратила членство в СПЧ, Совете Европы. На начало сентября, согласно оценкам экспертов, удалось лишить, приостановить или ограничить деятельность России в более чем 40 международных и региональных организациях.
Что касается такой организации, как ВТО, то Россия по непонятным причинам остается в ней, ничего от этого не имея. США, Япония и другие недружественные страны после 24 февраля лишили Россию режима наибольшего благоприятствования. Я уж не говорю о том, что такое лишение и абсурдно, и незаконно (нарушение устава ВТО). В июне Алексей Кудрин заявил, что Россия, несмотря ни на что, должна оставаться в ВТО: «Если вы выходите из соглашения по ВТО и перестаете быть под радарами международных проверок, то вас просто не пустят на другие рынки или введут против вас заградительные пошлины». Странное заявление. Кудрин предложил России оставаться под «радарами международных проверок», которые находятся в руках коллективного Запада.
Что касается таких международных организаций, как МВФ, Всемирный банк (ВБ), а также Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), то весной некоторые горячие головы требовали исключения РФ из упомянутых международных финансовых организаций (МФО). Однако по целому ряду причин такое требование почти нереализуемо (хотя бы потому, что нельзя набрать необходимого количества голосов для принятия подобного решения). Впрочем, некоторые ограничения для России в МФО были созданы. Я об этом писал в марте в статье «Останется ли Россия в МВФ? Нам из международных финансовых организаций надо выходить, этого права никакие санкции нас лишить не могут».
Месяцы после начала СВО шли, а России продолжала оставаться в МВФ и других МФО. Пятая колонна в России делала все возможное для того, чтобы наша страна не могла вырваться из этой ловушки, в которую ее заманили еще в начале 1990-х годов. Напомню, что предложения выйти из МВФ прозвучали в России еще в 2015 году. Тогда вопреки своим же правилам МВФ поддержал Украину, которая отказалась погашать ранее выданный ей Россией заем на сумму 3 млрд долл. Ради Украины МВФ даже поменял свои правила, разрешив продолжать кредитование стран, у которых возник дефолт по внешним займам и кредитам. Уже тогда проявилась в полной мере ангажированность и антироссийская сущность МВФ.
Чиновники из Центробанка и Минфина России и после 24 февраля продолжали защищать членство РФ в МФО. Однако дальнейшее пребывание России в том же МВФ становится сегодня нетерпимым. Фонд превращается в орудие борьбы коллективного Запада против России. После 2014 года Украина заняла приоритетное место в деятельности Фонда. Уже к началу этого года Киев набрал столько кредитов от Фонда, что суммарные выплаты Украиной процентов и погашений основного долга должны составить в 2022 г. 1,66 млрд долл. В следующие три года выплаты оцениваются в 2,45 млрд долл. Вскоре после начала СВО МВФ принял решение об экстренном финансировании для Украины на сумму 1,4 млрд долларов, и по просьбе нескольких стран-членов МВФ был создан специальный счет для предоставления Украине дополнительной финансовой помощи. О том, какая роль отведена Фонду в борьбе с Россией, я писал в начале мая в статье «МВФ, Украина и международный разбой. Выйти из МВФ, пока Фонд не начал раздачу награбленного».
Зампред экономического комитета Госдумы Михаил Делягин еще в начале марта заявил, что России Международный валютный фонд «совершенно не нужен». Все ждали, что Дума уже весной начнет подготовку законодательного акта о выходе России из Фонда. И вот, наконец, на десятом месяце после начала СВО и санкционной войны коллективного Запада против России дан старт подготовке такого закона. 9 декабря группа депутатов Думы от фракции КПРФ во главе с Г.А. Зюгановым внесла законопроект о выходе России из ряда МФО. Название у документа: «О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.05.1992 года № 2015-1 "О вступлении в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития"».
Заслуживает внимания довольно обширная пояснительная записка к проекту закона. Отмечается, что условия вступления России в МВФ были невыгодными для нас: доля в голосах у России была более чем скромной (2,59% против 16,51% у США; 6,15 % у Японии; 6,08 % у Китая; 5,32% – у Германии; 4,03 % – у Великобритании; 4,03 % у Франции; 2,01 % – у Саудовской Аравии). Россия не могла оказывать сколь-нибудь существенное влияние на политику Фонда. И одновременно должна была выполнять те требования, которые прописаны в «Вашингтонском консенсусе», т. е. своде правил для развивающихся стран и стран с «переходной экономикой». А эти правила закрепляли зависимый, колониальный характер российской экономики. Среди них: либерализация финансовых рынков; свободный обменный курс национальной валюты; либерализация внешней торговли за счёт снижения ставок импортных пошлин; отмена ограничений для прямых иностранных инвестиций; приватизация государственных предприятий и госсобственности; дерегулирование национальной экономики и др.
В пояснительной записке отмечается: «Мизерный размер квоты и возможность МВФ вмешиваться в вопросы внутренней политики не были препятствием для ельцинской России. Вступив в МВФ, страна утратила суверенитет и превратилась в колонию». Особенно в записке сделан акцент на утрату суверенитета в валютной сфере: «Россия обязана проводить такую валютную политику, которая лишает ее валютной самостоятельности, в частности, лишает права повышать или понижать обменный курс рубля, а также делает необходимым привязку обменного курса рубля к иностранной валюте».
Вступление России в МВФ было оформлено Постановлением Верховного Совета РФ от 22.05.1992 г. № 2815-1 (действует в редакции от 03.11.2010 г.) «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития». Сразу же после вступления в МВФ Россия запросила кредит. Всего за период 1992–1999 гг. Россия получила от МВФ кредитов на 25 млрд СПЗ («специальные права заимствования»), что было оформлено 7 кредитными договоренностями. После дефолта 1998 г. кредитование было остановлено, фактически были использованы лишь 22 млрд долл. США. Естественно, что все предоставленные России кредиты были «связанными»: требовалось, чтобы Россия следовала правилам «Вашингтонского консенсуса».
В пояснительной записке обращается внимание и на то, что членство России в МВФ и других МФО никоим образом не стало защитой от «заморозки» валютных резервов России на сумму около 300 млрд долл. Также отмечается, что отключение ряда российских банков от системы SWIFT; отключение от платежных систем Visa и Mastercard; введение запрета на приобретение российскими лицами ценных бумаг и банкнот, номинированных в валютах стран ЕС; запреты на оказание бухгалтерских, аудиторских, юридических услуг российским лицам и прочие подобные меры нарушают основополагающие цели (принципы) МВФ.
Примечательно, что Россия уже давно погасила все свои финансовые обязательства перед Фондом, но при этом регулярно платит членские взносы, выступая фактически нетто-кредитором МВФ.
В пояснительной записке дан также анализ результатов нашего членства в таких МФО, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития. В частности, с 2014 года ярко проявилась антироссийская и проукраинская линия в деятельности МБРР. Он не одобрял новое финансирование для России с момента кризиса на Украине в 2014 году. МБРР также приостановил все проекты в России в марте 2022 года. В то же время в 2022 году МБРР одобрил экстренное финансирование Украины на сумму 700 млн долл. США. В июне 2022 года он одобрил выделение Украине 1,5 млрд долл. США в рамках более широкого пакета поддержки в размере 4 млрд долл. США, мобилизованного Банком. «Учитывая незначительную долю России при голосовании в МБРР, а также отсутствие необходимости в получении кредитов и займов, в участии России в МБРР нет необходимости. Стоит принять во внимание, что МБРР напрямую финансирует недружественные государства», – отмечается в пояснительной записке.
P.S. Конечно, хотелось бы верить, что законодательную инициативу по выходу России из МВФ и других МФО поддержат депутаты из всех партийных фракций Думы. И что он не будет буксовать, как это произошло с законопроектом о выходе России из ВТО. Напомню, что упомянутый документ был внесен депутатами фракции «Справедливой России – За правду» еще в конце марта. Основания достаточно веские: ВТО не протестует против антироссийских экономических санкций, которые являются грубейшим нарушением правил ВТО. Глава фракции Сергей Миронов совершенно правильно назвал пребывание России в ВТО «само-санкциями». Однако до сих пор закон не принят, и Россия продолжает подвергать «само-санкциям». Сохраняющееся членство России в МВФ также можно назвать «само-санкцией».