Президентский указ №16. А где же российский закон о национализации иностранных активов?

Президентский указ №16. А где же российский закон о национализации иностранных активов?

Военное время требует быстрых и упреждающих решений и действий

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

Большой резонанс в российских СМИ вызвал Указ Президента Российской Федерации № 16 «О временном порядке принятия решений органами некоторых российских хозяйственных обществ» от 17 января 2023 года. Суть документа в том, что ряд российских организаций, действующих в сфере энергетики, машиностроения и торговли до конца 2023 года получают право не учитывать голоса совладельцев из «недружественных» юрисдикций при принятии корпоративных решений. Правила будут действовать для компаний, которые, кроме принадлежности к упомянутым выше отраслям, одновременно соответствуют еще трем условиям: в отношении их российского совладельца введены санкции; доля «недружественных» совладельцев – не более 50%; объем выручки российской организации за предшествующий год превышает 100 млрд рублей.

Из СМИ еще до 17 января было известно, что проект указа подготовлен и лежит на столе президента. Инициатором и автором документа, если верить журналистам, является Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Они ссылаются на оценку РСПП, согласно которой под действие указа подпадет «около четырнадцати» системообразующих предприятий с участием иностранного капитала.

Проблема управления такими предприятиями приобрела особую остроту в начале 2023 года, поскольку до этого предприятия руководствовались решениями, которые принимались до 24 февраля 2022 года. А сейчас надо принимать решения на следующий год по бюджетам, кадрам, бизнес-планам, составу органов управления и иным вопросам.

Говорят, что из системообразующих компаний с участием иностранного капитала особую головную боль представляла «Роснефть», в капитале которой участвует британская «Бритиш Петролеум» (ВР). Она владеет долей в 19,75%. ВР еще в конце февраля прошлого года заявила о том, что выходит из капитала «Роснефти» и полностью уходит из России по причинам, связанным с СВО. Тем не менее ВР до сих пор остается в капитале российской компании и получает дивиденды (правда в рублёвом виде с перечислением на специальный счет «С»; их нельзя вывести из России без разрешения правительства). ВР фактически уже почти год не участвует в управлении «Роснефтью», превратилась, по выражению И. Сечина, в «теневого акционера». Ситуация двусмысленная с правовой точки зрения. Насколько легитимны решения руководства компании, если в них не принимает участие акционер, у которого почти 20% голосов?

Честно говоря, я был удивлен обнародованным указом № 16, поскольку был уверен, что подобные вопросы давно отработаны и иностранные инвесторы давно лишены прав принятия решений в российских компаниях.

Уже в начале марта 2022 года зазвучали голоса многих политиков, которые потребовали принять меры в отношении иностранного капитала в России. Во-первых, национализировать системно значащие компании со 100-процентным участием нерезидентов в капитале и с долями менее 100 процентов, но обеспечивающими контроль иностранных инвесторов над компанией. Во-вторых, заместить иностранный капитал из «недружественных» стран российским в остальных компаниях (некоторые предлагали, что на роль замещающих инвесторов могут также рассчитывать инвесторы из КНР и других «дружественных» стран).

Что касается варианта национализации иностранных активов, то часть сторонников этого варианта предлагала конфискационный вариант (без выплат компенсаций), другие выступали за вариант со «справедливыми» компенсациями. В первую очередь предлагалось провести национализацию тех компаний, которые открыто заявили о своем уходе и начали искать варианты продаж своих активов. Им было сказано, что на такой «рыночный» вариант ухода из России им не стоит рассчитывать. Примечательно, что инициатором национализации в Думе выступила «Единая Россия». Представители этой партии справедливо отмечали, что подобная мера поможет уберечь компании от банкротства и десятки и даже сотни тысяч наших сограждан от безработицы

Однако уже в апреле разговоры о национализации иностранных активов в России прекратились. На смену пришли варианты введения особого режима управления компаниями с участием иностранного капитала. Вариантов было много, но во всех случаях предусматривалось, что иностранцы устраняются от управления компаниями и лишаются права на получение дивидендов на время до прекращения санкционной войны против Российской Федерации.

Актуальность полной блокировки иностранных активов в российской экономике стала возрастать в связи с тем, что коллективный Запад наращивал угрозы «заморозки» российских активов за рубежом. Так называемая «заморозка» как раз и означает лишение законного владельца доступа к своим активам: во-первых, к управлению активами; во-вторых, к дивидендам и иным доходам, получаемым от активов.

Более того, уже в конце прошлого года были налицо все признаки того, что коллективный Запад готов от «заморозки» российских активов переходить к их конфискации. Например, в третьей декаде декабря 2022 года Сенат США обсуждал проект закона о федеральном бюджете на 2023 финансовый год. Сенаторы единогласно одобрили внесенную республиканцем Линдси Грэмом поправку к указанному закону. За нее единодушно проголосовали все члены верхней палаты Конгресса США. Суть проста – разрешить конфискацию активов российских бизнесменов с последующим направлением полученных средств для гуманитарной и военной помощи Украине.

Подобных инициатив много и в других странах Запада. Например, в Канаде уже легализована конфискация российских активов. В Европейском союзе завершается корректировка законов, позволяющая приступить к экспроприации российского имущества. Эстония как член ЕС заявила, что уже с конца января 2023 года приступает к такой экспроприации.

Честно скажу: был уверен, что уже минувшей осенью в России были приняты все необходимые нормативные документы, которые обеспечили практическую блокировку иностранных активов в российской экономике. Был уверен, что в Думе и правительстве РФ опять реанимирована инициатива по национализации иностранных компаний и/или продаже иностранных активов российским инвесторам.

В 2022 году, который прошел под знаком санкционной войны, Госдума приняла более 650 законов, это рекорд. Однако никакого зримого прогресса в решении вопроса, касающегося иностранных активов в российской экономике, нет.

В апреле 2022 года по инициативе Государственного совета Республики Крым в Думу был внесен законопроект № 103072-8 «О внесении изменения в статью 235 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и регулировании отдельных правоотношений по принудительному изъятию имущества». Законодатели его называют законом о безвозмездной национализации. Предлагается принудительно изымать у иностранных государств, компаний и граждан имущество на территории РФ в случае недружественных действий в отношении России или ее граждан. Решение о принудительном изъятии принимают власти тех регионов, где находятся активы. Сейчас ст. 235 ГК («Основания прекращения права собственности») не применяется из-за отсутствия специального закона о национализации, который закреплял бы её порядок. Законопроект безнадежно завис в Думе. Никто почему-то о нем не вспоминает.

А вот законопроект № 104796-8, который был запущен в Думе также в апреле 2022 года под названием «О внешней администрации по управлению организацией». Его инициировали депутаты от «Единой России»: Анатолий Выборный, Михаил Старшинов, Виктор Водолацкий и Олег Матвейчев. Суть законопроекта: внешнюю администрацию можно назначить на предприятиях, которые не менее чем на 25% принадлежат иностранным лицам, а их руководство либо прекратило исполнять свои функции, либо объявило об этом. Принимать решение о введении нового руководства должен АСГМ (Арбитражный суд города Москвы). У первоначальных собственников таких компаний будет три года, чтобы вернуться к нормальной работе или продать свою долю. При желании возобновить деятельность в России им придётся обратиться в суд. Документ был принят в первом чтении 24 мая 2022 года. Поправки ко второму чтению не одобрены. Правда, частично положения законопроекта № 104796-8 нашли отражение в принятом в июле 2022 года законе № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений». Этот акт, в частности, позволяет российским судам преобразовывать филиалы и предприятия иностранных компаний в российские ООО. Однако всех вопросов, которые планировалось отразить в несостоявшемся законе «О внешней администрации по управлению организацией», он не решает.

Итак, скоро год после начала СВО и санкционной войны против России, а большая часть вопросов, касающихся иностранного капитала в РФ, не отрегулирована. И периодически с помощью президентских указов делаются попытки затыкать возникающие то там, то сям «дыры». Указ №16, с которого я начал разговор, был бы совершено не нужен, если бы к 24 февраля 2022 года «народными избранниками» был уже подготовлен проект закона о национализации (как того требует статья 235 Гражданского кодекса РФ). И вместо того, чтобы подкладывать президенту на подпись в январе 2023 года указ № 16, ему надо было положить на подпись уже в конце февраля 2022 года принятые Государственной Думой закон о национализации и закон о внешнем управлении.

Военное время требует быстрых и упреждающих решений и действий.

https://zen.yandex.ru/media/fondsk.ru

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться