Обстановка для левых сил в странах Западного полушария осложнилась после гибели фактического лидера латиноамериканского сопротивления Уго Чавеса в 2013 году (заказчик Джордж Буш-младший, исполнители – ЦРУ, Моссад) и прихода к власти правоконсервативных партий в Бразилии, Мексике, Эквадоре, Аргентине, Перу и ряде других стран. Вашингтон без промедления подключил их новое руководство к борьбе с «социалистами – коммунистами – популистами» в Гаване, Каракасе и Манагуа.
США преследуют оппонентов в странах к югу от Рио-Гранде с маниакальным рвением. Доктрина Монро никуда не делась, она остаётся основным принципом внешней политики США, отвергающим, прежде всего, «вмешательство» Китая и России, главных геостратегических соперников, в дела Южной Америки, которая «для американцев».
Вся тяжесть атак Вашингтона обрушивается на испытанных партнёров Пекина и Москвы – Кубу, Венесуэлу и Никарагуа, народы которых отстаивают своё законное право на свободу и независимость.
О масштабе подрывной деятельности США свидетельствует серия разоблачительных публикаций в колумбийском журнале «Райа» (Revista Raya). Его сотрудники сумели добыть секретные материалы контрразведки Колумбии о методах работы на кубинском, венесуэльском и никарагуанском направлениях.
В кубинском досье (кодовое название «Чарли») содержатся тысячи оперативно значимых материалов с отчётами о слежке в Колумбии за политиками, дипломатами, торговыми представителями, журналистами с Острова Свободы. Через наружное наблюдение, агентуру, прослушку идёт изучение образа жизни, маршрутов, контактов кубинских представителей под углом выявления их возможной шпионской и дестабилизирующей деятельности. Информацию об обычных рабочих связях кубинцев с колумбийскими политиками, различными латиноамериканскими деятелями, социальными лидерами контрразведка передаёт в посольство США, и реакция на неё неизменно поощряющая: «Мы ценим любые получаемые от вас сведения и благодарим за освещение кубинского присутствия».
Судя по досье, слежка за кубинцами осуществлялась круглосуточно, контролировалась интернет-переписка посла Кубы, его жены, сотрудников авиакомпании «Кубана де Авиасьон», журналистов из «Пренса Латина». Совместными усилиями ЦРУ и контрразведки весомых доказательств «кубинского шпионажа» в Колумбии получить не удалось, если не считать записи выступления второго секретаря посольства Кубы на публичном мероприятии в Национальном университете в Боготе, в котором он «клеветнически отзывался о деятельности миссии США в Колумбии». Дипломата выслали из страны за нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях. В ходе операции «Чарли» контрразведке и сотрудникам ЦРУ удалось внедрить в ноутбук «видного партизанского руководителя (ELN)», некие доказательства «причастности» правительства Кубы к массовым социальным протестам в Боготе и других городах.
Такими методами американцы добиваются, чтобы Куба сдала позиции. Куба стала символом успешного противоборства с Соединёнными Штатами. Доказательство – сокрушительные результаты голосований по резолюции Генассамблеи ООН, призывающей отменить американскую блокаду Острова Свободы. Миллионы людей благодаря кубинскому сопротивлению сохраняют веру в то, что американская империя сломает себе шею: этого требует понятие исторической справедливости. Тогда на любом уличном развале в Латинской Америке можно будет купить в качестве дешёвенького сувенира жестяные пентагоновские медальки за победы, которых не было.
Через тяжкие испытания проходят ныне венесуэльские и никарагуанские союзники Кубы. Англоязычные конкистадоры ХХI века атакуют со всех сторон. Опорные пункты на территории, подлежащей окончательной колонизации – железобетонные здания-крепости американских посольств, это те же самые укреплённые форты, которые использовались в войнах на уничтожение индейцев. Преемник Чавеса – президент Николас Мадуро раздражает американских эмиссаров уверенностью в окончательной победе Боливарианской революции. В победе он уверен настолько, что в будущем планирует вернуться к прежней своей работе водителя городского автобуса: «Я вернусь в депо с высоко поднятой головой, в своей униформе, заведу автобус и выеду на улицы, чтобы служить народу Венесуэлы как рабочий».
Сейчас отдел посольства США по Венесуэле действует с территории Колумбии. В Боготе этот временный дипломатический пункт американского правительства обеспечивал поддержку «переходному» президенту Хуану Гуайдо. Его неудачи в попытках свержения Николаса Мадуро привели к провалам Вашингтона венесуэльском направлении. В марте 2022 года посол «для Венесуэлы» Джеймс Стори и старший шеф по делам Западного полушария СНБ Хуан Гонсалес посетили Каракас, чтобы прозондировать подход венесуэльцев к поставкам нефти в США в случае введения санкций в отношении энергоносителей из России. В качестве «морковки» американцы предложили временное ослабление санкций против Венесуэлы. Мадуро настаивал на безоговорочном снятии всех санкций и возвращении всей полноты контроля над госкомпанией PDVSA.
Стори ещё раз побывал в Каракасе со спецпредставителем президента США по делам заложников, чтобы договориться об освобождении группы задержанных американцев, в том числе администраторов нефтяной компании Citgo. Унизительно для представителей США находиться в роли просителей!
Оперативная работа американцев по представительству Никарагуа в Колумбии прекратилась в феврале 2022 года после заявлений Даниэля Ортеги о том, что Колумбия является «наркогосударством» и систематически прикрывает убийства правозащитников и социальных активистов. Счёт жертв достигал нескольких тысяч. Острая реакция Ортеги – это равноценный ответ на выпады колумбийских официальных лиц по поводу отсутствия в Никарагуа демократии и нарушения прав человека «незаконным режимом». Дипломатические отношения между Боготой и Манагуа были прерваны, никарагуанцы покинули Колумбию. В Вашингтоне оценили ситуацию как весьма перспективную для завершающей атаки на правительство Ортеги. Соответствующие НКО и «авторитеты» из творческой интеллигенции, СМИ, учебных заведений были ориентированы на запуск протестов, как это было на улицах никарагуанских городов несколько лет назад и завершилось сотнями жертв. Тогда полиция и военные не без труда подавили беспорядки.
Помня об этом, Даниэль Ортега нанёс несколько упреждающих ударов, смешав карты резидентуре ЦРУ и посвящённым в суть операции заговорщикам. Президент отозвал агреман Уго Родригесу, успешно прошедшему процедуру одобрения в Конгрессе США на пост посла. Красноречивый Родригес так сочно обрисовал свою будущую борьбу за «демократизацию» Никарагуа, что Ортега, ознакомившись с распечаткой вопросов и ответов на слушаниях, задал себе вопрос: «А к чему мне такой посол?» Затем президент распорядился выдворить из страны посла Евросоюза Беттину Мушайдт, которая, следуя указаниям своего руководства, потребовала освобождения политических заключённых и немедленных демократических преобразований. Потом дипломатические отношения были разорваны с Нидерландами с мотивировкой «за интервенционистскую политику». Завершающим актом стала высылка из страны двух сотен оппозиционеров с последующей конфискацией их имущества.
В Латинской Америке грядут ветры перемен без американского диктата.
Фото: salon