Фонд "Сорос-Казахстан" решил трансформироваться. Спустя после 28 лет «плодотворной» работы в стране он меняет имя и свою миссию. Теперь гадить будет экспертно-аналитический центр CAPS (Central Asian policy studies) Unlock – Центральноазиатские политические исследования. Как указано, слово Unlock — как символ разблокировки, открытия региона, о котором в мире известно не так много и который пока мало изучает себя сам. Презентация CAPS Unlock состоялась 4 апреля.
Обновленные «соросята» собираются «проводить исследования и организовывать дискуссии» по вопросам:
- социально-экономического неравенства;
- цифровой демократии;
- образования,
- изменения климата;
- геополитики;
- последствий исторического пути региона.
То есть проектов социалки и образования практически не будет, зато будет много политики, что очень важно для нынешнего положения Казахстана, состояния его внутриполитической жизни. Как шутили в кулуарах «"Новому Казахстану" - обновлённого Сороса».
У фонда меняются учредители, вместо иностранных теперь это местные, центральноазиатские. В попечительский совет вошли социолог из Таджикистана Гульнора Бекназарова, политолог из Кыргызстана Медет Тюлегенов, экономист из Узбекистана Юлий Юсупов, а также декан факультета образования и гуманитарных наук Университета КИМЭП Жулдыз Смагулова из Казахстана.
Примечательно, что презентация новой структуры совпала с серьезными сдвигами управленческой пирамиды, формированием нового правительства государства. Например, замена на посту главы МИД Мухтара Тлеуберди на Мурата Нуртлеу из команды Токаева большинство рассматривает как позитивный шаг. Считалось, что 46-летний Мурат Нуртлеу, который дни кровавого января 2022 года стал первым замом КНБ, будет возглавлять службу безопасности, но Токаев ему доверил внешнюю политику.
Кстати, в этот же день в Казахстане сменился и глава внешней разведки: Габита Байжанова сменил экс-глава аппарата председателя КНБ и глава 10-го департамента Аскар Амерханов.
Актуальность происходящего обусловлена ещё одним моментом. В апреле завершается очередной этап подачи заявок на так называемую «Программу малых грантов миссии США в Казахстане» (ПМГ), которую координирует Отдел общественной дипломатии посольства США.
Как указано: «Программа направлена на поддержку развития казахстанских демократических институтов и гражданского общества путем предоставления малых грантов на конкурсной основе казахстанским некоммерческим, неправительственным организациям (НПО) и ассоциациям, некоммерческим организациям гражданского общества (ОГО) и независимым местным СМИ». То есть смыслы понятны.
Разумеется, оппозиционеры и «независимые журналисты», весьма заинтересованы в подобных проектах. Как указал политолог Евгений Косенко, «"Влиятельные лица" изъявляли горячее желание стать с американской помощью еще более «влиятельными», а все остальные надеялись хотя бы поучаствовать «в расширении своих прав и возможностей».
Но в марте власти заявили о необходимости защитить казахстанское инфополе от внешнего деструктивного воздействия и дезинформации, которые негативно влияют на ценностно-идеологические установки и несут угрозу внутриполитической стабильности, и теперь лица, получающие иностранное финансирование, будут на особом контроле, что заставило изрядно волноваться грантоедов.
Между тем, согласно официальной информации, в РК получают гранты почти 170 организаций и НПО, а ежегодное иностранное финансирование НПО составляет порядка более $13 млн. И кроме мутирующего фонда «Сорос-Казахстан», не менее активны Агентство США по международному развитию (USAID)***, «Фридом Хаус», Пражский центр, Национальный фонд в поддержку демократии и т. д.
Соб. корр.