В январе А. Вучич в своем обращении к нации обьявил об ультиматуме, который поставил ему Запад. Помимо фактического признания независимости Косово, там были и другие требования: Сербия должна официально встать на сторону Запада в отношении России, провести зачистку пророссийских активистов, изъять российские денежные активы в экономике и т. д. В противном случае – жесткие меры воздействия. Срок, отведённый Белграду на принятие капитуляцию, - до июня.
Министерство обороны Сербии официально уведомило: «Решением правительства Республики Сербия от 16 марта 2023 года одобрено проведение международных тактических учений "Платиновый волк — 2023"». Отмечается, что учения пройдут на территории Сербии с 16 по 30 июня 2023 года. В Минобороны Сербии заявили о том, что Белград сохраняет мораторий на проведение международных военных учений, но делает исключение для маневров, совместных с НАТО. 23 марта советник Госдепартамента США Дерек Шолле в своем Twitter (заблокирован в РФ) поблагодарил президента А. Вучича за «возобновление сотрудничества с США в оборонительных военных учениях». Сербский «исследовательский» центр Demostat, тесно сотрудничающий со структурами Atlantic Council, подчеркивает, что это «может трактоваться как ясный показатель, в каком направлении Сербия решила двигаться».
В начале апреля глава ГШ Сербии генерал Милан Мойсилович нанес визит в Вашингтон, где встретился с председателем Объединённого комитета начальников штабов Марком Милли. Им было что обсудить...
В феврале А. Вучич в очередной раз заявил, что страна не будет вступать в НАТО. Эмоции его переполняли: «Сегодня утром я слушал глупости от фальшивых патриотов, говорящих о том, что мы ведем Сербию в направлении атлантической интеграции. Мы не ведем. Мы продолжим сохранять наш военный нейтралитет и, в отличие от тех, кто уничтожил нашу армию, мы строим свою армию». Он сообщил, что не вправе решать такие вопросы в одиночку, да и в целом власть тоже не может брать такую ответственность. По мнению президента, все решать должен сербский народ на референдуме, а он сам, в случае чего, готов уйти в отставку.
Александр Вучич
Несостоявшийся гроссмейстер прав в том, что дело не в нем конкретно – курс проводится последовательно и целенаправленно с 1999 года, и процесс контролируют совсем не в Белграде. И поставленная там цель будет достигнута, и обойдутся без референдума, как никто не спросил мнения народа в соседней Черногории.
Варварские бомбежки Сербии велись с 24 марта по 10 июня 1999 года, и уже в июне силы НАТО по поддержанию мира в Косово (KFOR) и вооруженные силы Сербии подписали военно-техническое соглашение, известное как Кумановское. Был образован Совет по совместному его выполнению (Joint Implementation Council). В 2003-м Белград подает заявку на членство в программе НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ). В том же году альянс завершает проект по уничтожению 28 000 единиц «излишков» стрелкового оружия и переходит к следующему этапу – ликвидация 1,4 миллиона легких противопехотных мин, а затем – утилизация около 2000 тонн «избыточных боеприпасов и взрывчатых веществ». В 2005 году НАТО запускает проект целевого фонда ПРМ по переподготовке бывших сербских военнослужащих в связи с «реформой» сербской армии и «оптимизацией численности ВС».
От самой мощной на Балканах армии остались лишь воспоминания ветеранов и заметки военных историков.
В 2006 году Сербия официально присоединилась к программе ПРМ, а НАТО размещает своё представительство в Белграде. Сформирована Группа по оборонной реформе Сербия /НАТО (Serbia / NATO Defence Reform Group — DRG) для «создания современной, простой и контролируемой демократическим путем оборонной структуры».
С 2007 года Сербия активно участвует в программе НАТО «Наука во имя мира и безопасности» (Science for Peace and Security — SPS) по вопросам, представляющим общий интерес, а также в целях укрепления безопасности НАТО и стран-партнеров. В результате такого сотрудничества в 2013 г. особо секретный военный обьект в г. Крушеваце (центр по химическим, биологическим, радиологическим и ядерным вопросам) был передан под контроль НАТО и преобразован в Образовательный центр партнёрства. Одновременно генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен приветствовал Белградско-Приштинское соглашение о нормализации и поздравил стороны с конструктивным подходом. Не забыл он отметить и то, что НАТО будет и впредь обеспечивать безопасную обстановку на всей территории Косово.
В сентябре 2014 г. состоялся очередной саммит НАТО, на котором лидеры стран-участниц приветствовали прогресс, достигнутый Белградом в укреплении партнерства с блоком. Сербия, представленная министром обороны Братиславом Гашичем, была приглашена принять участие в заседании платформы оперативной совместимости.
В январе 2015 года Сербия выразила желание углубить сотрудничество с НАТО, после чего последовала серия интенсивных консультаций и взаимных визитов. Так, первый заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Ивица Дачич и министр обороны Братислав Гашич посетили штаб-квартиру НАТО, где провели рабочие встречи с генеральным секретарем Столтенбергом и Североатлантическим советом. Председатель Военного комитета НАТО генерал Кнуд Бартельс навестил Белград с целью дальнейшего развития военных отношений между НАТО и Сербией. 23 ноября 2016 г. премьер-министр Александр Вучич побывал в штаб-квартире НАТО для обсуждения ряда вопросов и общих вызовов, а также укрепления партнерства. Впервые сербский премьер-министр выступил перед главным органом НАТО по принятию политических решений.
Упомянутые мероприятия даже не вехи на длинном пути, скорее штрихи к картине. Которая ясна и неопровержима, поскольку здесь перечислена лишь малая толика реальных шагов. Сторонники либеральной демократии возразят: Сербия суверенна и имеет право решать, в каком направлении двигаться. Однако мнение большинства населения страны не совпадает с курсом властей. Мнение избирателей либо игнорируется, либо граждан сознательно вводят в заблуждение. Практика нечистоплотная, но, как уверяют знатоки, в политике нет такого понятия.
Военные Сербии и США – в едином строю
Впрочем, вернёмся к теме совместной боевой подготовки НАТО и сербской армии. Учения альянса из «платиновой» серии проводятся с 2014 года: «Платиновый лев» в Болгарии, «Платиновый орел» в Румынии и «Платиновый волк» в Сербии. Обращает на себя внимание как национальная принадлежность участвующих воинских контингентов, так и местоположение полигонов, на которых отрабатываются навыки ведения различных действий на ТВД. Например, в Румынии был выбран полигон «Бабадаг», расположенный недалеко от границы с Украиной. В учениях «Платиновый орел – 2018» участвовали подразделения ВС США, Молдавии, Болгарии, Румынии и Украины. Отрабатывались наступление и оборона в городских условиях, а также борьба с бронетехникой и вертолётами.
Предыдущие учения «Платиновый волк» прошли в Сербии в 2021-м. В них приняли участие наряду с сербскими и американскими военнослужащими представители ВС Боснии, Болгарии, Греции, Венгрии, Румынии, Словении, Франции, а также Великобритании. Министр обороны Бен Уоллес даже приурочил к этому событию свой официальный визит в Сербию (первый в истории, между прочим) и провел серию переговоров с Александром Вучичем и своим сербским коллегой Небойшей Стефановичем.
Показательно, что в 2020 году Сербия отказалась от участия в совместных с РФ и Белоруссией учениях «Славянское братство». 27 февраля 2022 года Белград объявил о решении прекратить и отложить все мероприятия, связанные с международными военными учениями. Решение было демонстративным и принято спустя три дня после начала СВО, однако в официальном обосновании власти ссылались на Стратегию национальной безопасности, которая была утверждена в декабре 2019 г.. Там, в частности, сказано: «Развитие партнёрского сотрудничества между Республикой Сербия и НАТО на основе политики военной нейтральности через программу "Партнёрство ради мира", а также положение наблюдателя в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) способствует стабильности Республики Сербия».
Нейтралитет Сербии на деле оказался однобоким, а для НАТО мораторий был снят в годовщину бомбардировок Сербии, которые за 78 суток в 1999 году радикально изменили страну. Тогда никто не мог и представить, что история примет такой оборот. Впрочем, и в Японии после Хиросимы и Нагасаки в 1945-м никто не мог помыслить, что Токио и Вашингтон станут ближайшими стратегическими союзниками, вместе готовясь к войне на уничтожение России.