Танкерная стратегия многовекторных в надежде на тактику «братской цены» на газ

Танкерная стратегия многовекторных в надежде на тактику «братской цены» на газ

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Увеличение поставок казахстанской нефти в обход России через Азербайджан привела Астану к решению вдвое расширять состав своего танкерного флота на Каспии для дальнейшей транспортировки нефти через трубопровод «Баку - Тбилиси – Джейхан» (БТД) с возможностью поставок в Европу по Черному морю. Сегодня у «Казмортрансфлота» на каспийском маршруте работают три судна: «Актау», «Астана» и «Алматы» по 12,4 тысячи тонн каждое. Небольшой размер судов объясняется малыми глубинами, на которых приходится осуществлять транспортировку, а перевезти хотят куда больше. В рамках контракта с азербайджанской SOCAR за 2023 год «КазМунайГаз» намерен поставить через него 1,5 миллиона тонн нефти с месторождения Тенгиз. В марте отгрузка составляла 20 тысяч тонн, в апреле она вырастет до 125 тысяч.

В начале апреля глава Министерства национальной экономики Казахстана Алибек Куантыров встретился с президентом Всемирного экономического форума Берге Бренде, где заявил о необходимости тесного сотрудничества в целях повышения устойчивости глобальных цепочек поставок, включая создание региональных продовольственных центров с соответствующей логистикой и инфраструктурой. Разумеется, по-братски, «мимо России».

Куантыров напомнил, что Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция подписали Дорожную карту по устранению «узких» мест в торговле и развитию «Среднего коридора» на 2022-2027 годы и сообщил, что Казахстан готов выступить в качестве транспортного узла для сокращения маршрутов как грузовых, так и пассажирских перевозок, отметив, что для этого есть все необходимые ресурсы. Сообщалось, что в планах министерства увеличить к 2025 году пропускную способность Транскаспийского коридора до 10 млн грузов.

Стоит отметить, что для полновесного наращивания объемов казахам требуются серьёзные инвестиции для углубления дна моря и расширения порта и терминалов Актау.

Пока что поставки по Каспию обходятся почти в три раза дороже, чем по территории России по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Однако в 2022 году появились нюансы: отгрузка через Новороссийск несколько раз останавливалась из-за ремонтов и админрешений, что послужило формальным поводом для Астаны искать обходные пути.

21 апреля Reuters сообщило, что Казахстан резко увеличил экспорт нефти в обход России в первом квартале 2023 года. Поставки нефти из порта Актау в Баку подскочили до 163 тыс. тонн, что почти в 6 раз больше, чем в прошлом году. Дополнительно 104 тыс. тонн нефти отправлены по трубопроводу БТД.

23 апреля началась отгрузка казахстанской нефти из турецкого порта Джейхан в Румынию для нефтеперерабатывающего завода Petromidia ради чего в Турцию прилетел председатель правления «КазМунайГаза» Магзум Мирзагалиев. Первые 80 тыс. тонн транспортируются казахстанским танкером Alatau.

 

Однако потирая многовекторные руки, казахские чиновники не забывают указать обойденному стратегическому партнеру, что при формировании цен на газ будут приняты во внимание дружеские и партнерские отношения между Россией и Казахстаном, отчего последний надеется на справедливую цену на российский газ.

Это сообщил глава Минэнерго Алмасадам Саткалиев: «Мы понимаем, что цены на газ определяет корпорация «Газпром» и российское правительство, но уверены, что ценообразование будет справедливое, исходя из дружеских взаимоотношений с Казахстаном и Республикой Беларусь. Также будут приниматься во внимание факторы стратегического партнерства между нашими странами, в том числе и экономические параметры».

Соб. корр. ФСК