Блеск и нищета американского ВПК

Блеск и нищета американского ВПК

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Соединенные Штаты мобилизовали возможности своей военной промышленности на беспрецедентном за последние десятилетия уровне, чтобы обеспечить Киев оружием, заявил 10 мая 2023 года представитель министерства обороны Джефф Юргенсен. Конфликт на Украине привел к тому, что Пентагон «мобилизовал военно-промышленную базу так, как это не делалось уже несколько десятилетий».

В январе 2023 года правительство США приступило к реализации новой стратегии по привлечению более мелких фирм и оказанию им помощи в конкуренции за военные контракты. Однако на фоне заключения Пентагоном контракта с гигантами американской военной промышленности Raytheon и Lockheed Martin на производство противотанковых ракетных комплексов FGM-148 Javelin на сумму $7,2 млрд. заявление пресс-службы Пентагона о привлечении к военному заказу малых и средних подрядчиков выглядит благим пожеланием. Военный бюджет возрос и только.

Американские аналитики сходятся на том, что основным пороком оборонной промышленности Америки стала чрезмерная концентрация ВПК. По этой причине Национальная оборонно-промышленная ассоциация США (NDIA) в докладе от 2 февраля 2022 года впервые поставила неудовлетворительную оценку американскому ВПК.

В докладе Управления по промышленной политике Пентагона (Office of Industrial Policy, INDPOL) «Возможности промышленности» (Industrial Capabilities) главной проблемой была названа монополизация военно-промышленного комплекса. Хотя контракты Пентагона реализуют около 30 тысяч компаний, две трети военных заказов размещается всего в шести корпорациях: Lockheed Martin, Northrop Grumman, Raytheon, General Dynamics, Boeing и BAE Systems. Все остальные являются субподрядчиками. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке крайне плохо влияет на качество производимой продукции, ведёт к увеличению сроков её поставок и росту стоимости.

Быстрая концентрация военной промышленности, а, по сути, рейдерские захваты гигантами ВПК мелких и средних предприятий, привела к исчезновению значительного количества мощностей в этом секторе.

Повышенная концентрация оборонных компаний в ограниченном числе географических кластеров усугубила «тревожный разрыв между Вооруженными силами США и более широким гражданским населением», пишет глава американской оборонной консалтинговой компании Avascent Даг Беренсон

Более трех четвертей стоимости основных контрактов Пентагона приходится на фирмы всего в 15 штатах; здесь же находится более 60 процентов действующих вооруженных сил, дислоцированных в США. Это такие штаты, как Калифорния, Флорида, Техас, Вирджиния, Нью-Мексико, Аризона, Невада, Аляска и другие.

Даг Беренсон отмечает, что ни Пентагон, ни конгресс «не горят желанием» изменить ситуацию, а «растущая концентрация военно-промышленной базы США представляется симптомом более широкой тенденции — изоляции министерства обороны от более широких слоев американского общества».

Сосредоточение военных заказов в руках ограниченного числа монополистов привело к тому, что за последние десятилетия съежился не только географический, но и человеческий ареал американского ВПК. С 1979 года военно-промышленный сектор США потерял 7,1 миллиона человек, или 36 процентов рабочей силы отрасли. 

Редактор военного портала Defense Information Робин Лэйрд призывает «преодолеть географическую тиранию вооруженных сил» и предоставить министерству обороны возможности опираться не на суперавианосцы и суперистребители, а на беспилотные аппараты, которые недороги в производстве и легко заменимы в войне высокой интенсивности с равными противниками.

Неспособность американского ВПК уйти от неконтролируемого роста бюджетных расходов отмечает и французский военный эксперт Рено Белле, который указывает, что ведущиеся исследования и разработки направлены не на рост военного потенциала, а скорее на то, чтобы «поддерживать существующую бизнес-модель оборонной промышленности».

В новейшие американские стратегии военного строительства заложено то же самое противоречие, то есть опора на шестёрку корпораций.

Старший научный сотрудник Китайского народного университета (Renmin University of China) Дин Ган пишет: «Одна из причин того, что США постоянно развязывают войны, заключается в том, что их оборонная промышленность предназначена для зарабатывания денег на войне… Оборонная промышленность США прекрасно сочетается со стремлением Вашингтона завоевать мир американскими ценностями.

Пока эта комбинация остается неизменной, США никогда по-настоящему не усвоят уроки. Логика американской империи заставит эту страну постоянно делать то, на что она не способна… Единственное, что можно сказать наверняка, так это то, что империя США иссякнет в такой войне».

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться