Встреча в Кишинёве

Армения – Азербайджан: на весах переговоров и военной эскалации

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Плавно перешедшая на июнь череда интенсивных армяно-азербайджанских встреч высокого уровня в Вашингтоне, Брюсселе и Москве не снизила градус полемики, обусловленной стремлением Баку закрыть «карабахский вопрос» раз и навсегда.

Выступая в конце мая в Лачине, Ильхам Алиев в жёсткой форме призвал армянских жителей Нагорного Карабаха «подчиниться законам Азербайджана». «Нужно, – сказал он, – выбросить в мусорное ведро свои фальшивые "государственные атрибуты" и распустить парламент. "Депутаты", "министры" должны оставить свои посты, руководство "НКР " должно сдаться. Только при таких условиях можно вести разговоры о послаблениях и амнистии... Мы направили туда делегацию. Мой представитель провел там с ними первую встречу, после чего мы пригласили их в Баку, приезжайте, поговорим. Они отказались. После этого мы во второй раз пригласили представителей проживающего в Карабахе армянского меньшинства в Баку. Они отказались и от этого. Третьего приглашения не будет. Либо они сами смиренно приедут, либо события будут развиваться в ином русле».

В ответ в Степанакерте отметили неприемлемость ликвидации статуса республики, заявляя о готовности к переговорам в международном формате. Насколько можно судить, предложение Еревана о разработке некого международного механизма обеспечения прав и гарантий безопасности армян Нагорного Карабаха, мягко говоря, не находят понимания в Баку.

И вот уже министр иностранных дел Арарат Мирзоян, противореча самому себе годичного прошлого, уверяет: «Мы [Армения] не получили мандата от народа Нагорного Карабаха на ведение переговоров о его будущем». В свою очередь, проживающий в Карабахе известный политик и бизнесмен Рубен Варданян заявил о создании Фронта безопасности и развития Арцаха, учредительное собрание которого состоялось 1 июня. «…Нас хотят уничтожить или сделать рабами. Модель Алиева – унизительная жизнь с петлей на шее и под дулом пистолета. Мы никогда не согласимся с этим, будем бороться до последнего». Власти Армении должны принимать решение о принадлежности Нагорного Карабаха вместе с жителями республики,  уверен Варданян, признавая: «Мы переживаем серьезный национальный кризис, во время которого говорится, что по части 120 тысяч армян, живущих в Арцахе, ничего не могут сделать. Звучит заявление, что нет разницы между армянами Джавахка, Глендейла и армянами, живущими в других местах. Это неприемлемый подход». Свои рецепты выхода из сложившейся непростой ситуации высказывают и некоторые другие деятели, например,  бывший министр обороны Самвел Бабаян, что создаёт в непризнанной республике элементы неопределённости.

Периодически военное ведомство Азербайджана обвиняет армянскую сторону в строительстве фортификационных сооружений под видом сельхозработ. Как правило, инциденты и сопровождающие их словесные пикировки возникают в преддверии того или иного раунда переговоров в условия обострившейся конкуренции между коллективным Западом и Москвой за влияние в постсоветских странах. По итогам встречи 3 мая в Москве вице-премьеров России, Азербайджана и Армении в очередной раз обсуждался вопрос разблокирования транспортных коммуникаций и, в частности, железной дороги от Горадиза через Мегри, Джульфу и Нахичеван до Ерасха в Армении (составляющей маршрут продвигаемого Баку «Зангезурского коридора», открытие которого потребует реконструкции путевого хозяйства «в соответствии с международными требованиями»). «После открытия «Зангезурского коридора» появятся возможности для взаимной торговли и визитов между народами Карабахского и Восточно-Зангезурского экономических районов и народами Нахчыванской Автономной Республики», – отмечается в программе социально-экономического развития края на 2023-2027 годы. Азербайджанские источники акцентируют важность «кавказского» маршрута для России для налаживания прямой сухопутной связи с Турцией в условиях жёсткого блокирования в западном направлении. Например, с 1 июня Польша закрыла границу для грузовиков с российскими и белорусскими номерами.

…Ещё в начале 1950-х годов группа советских экономистов предлагала построить железную дорогу по линии автомобильного сообщения между южными районами Азербайджанской и Армянской ССР от Евлаха и Агдама через Степанакерт, Шушу, Лачин, Горис и Сисиан в Шахбуз и Нахичевань протяжённостью примерно в 400 км. Однако проект тормозился, что становилось поводом к периодическим апелляциям в Москву армянской общественности НКАО и властей ряда ей районов. Построенная в 1942 году к Степанакерту узкоколейка была перешита на стандартную колею после неоднократных предписаний МПС СССР только в 1967-68 гг. до Агдама и только через 10 лет – до Степанакерта. Под разными предлогами в Азербайджане препятствовали запуску поезда Москва – Баку – Степанакерт – Москва, несмотря на то, что подобные маршруты соединяли Москву со всеми другими автономными областями и автономными республиками…

Обострение межнациональных противоречий в Закавказье на излёте существования СССР окончательно прервало коммуникационные связи между Арменией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном. Итоги же «44-дневной» войны 2020 года кардинально изменили военно-политические расклады в регионе. Как отмечает бывший помощник Гейдара Алиева Эльдар Намазов, к сказанному в Лачине Ильхамом Алиевым следует отнестись серьёзно: «Если он чего-то хочет сделать, он всегда готовит все необходимые ресурсы… Он годами это всё создаёт – и военные ресурсы, и экономические, и политические, инфраструктурные, дипломатические. Когда он уже полностью готов это сделать – он тогда предупреждает, и даёт шанс, чтобы это было путём дипломатии, путём переговоров… Сперва Азербайджан начал освобождённые территории осваивать. Мы с большим размахом и огромными темпами начали строить военную и гражданскую инфраструктуру, мы там за 6-7 месяцев построили первый международный аэропорт, потом второй аэропорт – все они двойного назначения. Сотни километров дорог, тоннелей, которые облегчают переброску и гражданского населения, и военных. Десятки казарм новых видов вооружённых сил… несколько военных операций в зоне миротворцев и на границе с Арменией – под контроль были взяты все высоты, все дороги. Потом был поставлен пост на Лачинской дороге, и потом под дипломатическим давлением Пашинян объявил, наконец, что Карабах – это Азербайджан,.. и когда вся эта подготовительная работа была завершена – тогда наш президент сказал: "Мы можем сделать это силой, но я призываю их к благоразумию"…»

«…Пусть также знают, что отсюда видны села Армении. Мы тоже видим эти села, то есть пусть не забывают и об этом», – не преминул напомнить из Лачина азербайджанский лидер, добавив, что в последнее время международные организации фактически полностью согласились с позицией Баку по Карабаху. И действительно: в Госдепе США выразив признательность Пашиняну «за приверженность к миру», тут же поприветствовали слова Алиева о рассмотрении вопроса об амнистии «карабахским сепаратистам», на что решительным, но едва ли действенным протестом откликнулся Армянский национальный комитет Америки. Помимо угроз очередной военной эскалации, внешние факторы не обещают региону спокойной жизни, в том числе по причине «особого характера азербайджано-израильских отношений». По словам депутата милли-меджлиса Расима Мусабекова, предстоящее увеличение военного бюджета на очередной миллиард долларов связано с оснащением азербайджанской армии самыми современными видами оружия, в том числе – израильского.

Взгляда на карту достаточно, чтобы понять: кружной путь российских грузов через Дагестан, Апшерон, далее по берегу Аракса через Армению в Турцию чреват неожиданностями в контексте усилий Запада по «геополитическому перевоспитанию» Армении и его крепнущего сотрудничества с Азербайджаном. Возражая «проармянскому лобби» в Конгрессе, госсекретарь Блинкен отметил необходимость укрепления оперативной совместимости между военными силами Азербайджана и НАТО в рамках участия в миротворческих миссиях и охраны «протяжённой границы» по Араксу.

Упорно продвигая идею скорейшего подписания между Баку и Ереваном «мирного договора», Вашингтон созывает министров иностранных дел Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна на очередной переговорный раунд 12 июня. Предыдущий раунд проходил с 1 по 4 мая и завершился без видимых успехов, как и кишинёвская встреча Пашиняна и Алиева при участии О. Шольца, Э. Макрона и Ш. Мишеля 1 июня. Европейские посредники сообщили об «очень продуктивных переговорах», обозначив дату следующей встречи в Брюсселе (21 июля). По словам главы азербайджанской дипломатии, по мирному договору остаются несогласованные моменты.

Как откровенничает бывший министр обороны Израиля Аюб Кара, «от подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией выиграют Израиль, США, Европа и Турция. Больше всех проиграют Россия и Иран, которые лишатся своих сфер влияния. Кремль может немного улучшить свой имидж после последних переговоров в Москве. Тем не менее, после заключения мирного соглашения влияние Ирана на Южном Кавказе будет устранено. Это было бы для Государства Израиль большой победой».

Известный своим «тёплым» отношением к ОДКБ и России секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян полагает возможным заключение такого договора до конца года.