Инаугурация Р. Эрдогана

Внешняя политика Турции от Зангезурского коридора до газового хаба и зерновой сделки

Узлы региональных противоречий затягиваются всё туже

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Трудности с созданием «Зангезурского коридора» – коммуникационного пути, призванного связать основную территорию Азербайджана с Нахичеванской автономной областью и с Турцией через армянскую область Сюник, не связаны с Ереваном. Они касаются позиции Ирана, признал президент Эрдоган 14 июня, по возвращении из Азербайджана: «Поведение Ирана расстраивает и Азербайджан, и нас. Кроме того, к сожалению, введены очень высокие тарифы на перевозки. Надеюсь, что в скором времени мы эту проблему решим». По словам Эрдгана, в случае «положительного подхода со стороны Ирана, сегодня Турция, Азербайджан и Иран были бы интегрированы друг с другом как посредством автомобильных, так и железных дорог», и даже более – «возможно, был бы открыт путь Пекин – Лондон».

Зангезурский коридор на турецкой карте

Дополнительных подробностей «султан» не представил, но вопрос о возобновлении сквозного железнодорожного сообщения уже обсуждался им в июне 2022 года в ходе переговоров в Тегеране с духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи, высказавшимся на этот счёт вполне определённо: «Мы рады видеть, что Карабах возвращается Азербайджану. Конечно, если будет проводиться политика по блокированию границы между Ираном и Арменией, Исламская Республика выступит против этого, потому что эта граница была коммуникационным маршрутом на протяжении тысячелетий».

Дорога вдоль северного берега Аракса

До «44-дневной» войны в Закавказье автомобильная связь между Азербайджаном и входящей в его состав Нахичеванской автономной областью поддерживалась через иранскую территорию, по южному берегу Аракса, но после ноября 2020 года отношения между Баку и Тегераном заметно обострились. В частности, азербайджанские эксперты обвиняют соседнюю страну в многолетней поддержке «армянской оккупации карабахского региона», включая нелегальную торговлю энергоресурсами, предоставление сухопутного коридора для поставок в Армению российских вооружений и др. Настойчивое же продвижение Москвой проекта Международного транспортного коридора «Север – Юг», который 12 июня вновь обсуждал в Баку помощник российского президента Игорь Левитин, воспринимается как стремление усилить в регионе позиции России и Ирана. Кроме того, акцент делается на российско-армянских разногласиях по вопросам эксплуатации будущего «Зангезурского коридора», гипотетически предоставляющего России необходимые коммуникационные выходы на Ближний Восток. Напомним, в соответствии с п. 9 Совместного заявления от 10 ноября 2020 года, контроль за транспортным сообщением между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России, от чего в Ереване активно открещиваются. Однако это не единственный «подводный камень».

Контроль за территориями в Нагорном Карабахе и вокруг него

Не исключено, что под прикрытием заявлений о незыблемости национального суверенитета в горах Сюника одной из целей ведущихся закулисных переговоров является расширение функционала и зоны ответственности развёрнутой в Вайоцдзоре и Сюнике и встретившей резко негативную реакцию в Москве «европейской мониторинговой миссии», которая, возможно, со временем выступит в роли «передового вооружённого отряда» НАТО на территории бывшего советского Закавказья. В комплексе с тесной интеграцией турецких специалистов в военно-штабную структуру Азербайджана, а также ширящееся военно-техническое сотрудничество между двумя странами это формирует качественно иной региональный баланс сил и интересов.

Эрдоган, Алиев и Пашинян в Анкаре

Примечательно, что Эрдоган не видит особых проблем в позиции Армении, премьер-министра которой Никола Пашиняна он пригласил на свою инаугурацию в Анкару 3 июня, усадил в «почётный» второй ряд прямо за Ильхамом Алиевым и даже похвалил за «правильное» поведение. Случайно или нет, но через короткое время варчапет с трибуны Национального собрания накинулся на герб собственной страны с Араратом, Ноевым Ковчегом и с символами четырех династий, не отражающий, по его мнению, психологию народа и не имеющий отношения к современному армянскому государству. Ранее сходные мысли тогдашний главный редактор «Айкакан Жаманак» высказывал в своём бестселлере «Обратная сторона страны», так что удивляться нечему. Сложно не согласиться с общественным деятелем, бывшим депутатом парламента Арманом Абовяном: действия нынешних властей Армении удивительно точно совпадают с выдвинутыми ещё в 1991 году требованиями Анкары убрать из повестки международное признание факта Геноцида армян и гору Арарат. «…Из всего, что есть на нынешнем гербе в понимании Никола приемлемы только колосья, – против трудолюбия никто ничего не имеет,пишет не без лёгкой иронии историк и публицист Лев Вершинин. – Всё прочее, хоть как-то выражающее историческую память и верность традиции маленькому квази-государству, уходящему под крышу Запада и Турции не по чину. Так что придётся придумать новый герб, нейтральный, спокойный, никого не напрягающий».

Пашинян ловит сигналы турецкого лидера

Помимо встраивания «новой Армении» в тюркский интеграционный проект, символическое рассаживание на инаугурации Эрдогана президентов Азербайджана и Узбекистана призвано было подчеркнуть качественно новую роль «тюркской цивилизации» на просторах Евразии, о которой на фоне втянутых в омут вооружённого противостояния восточнославянских народов говорится всё чаще и настойчивее.

Пашиняну не понравился армянский герб

По окончании переговоров в Баку с турецким «братом» Ильхам Алиев в очередной раз заявил о растущем значении в современных условиях транскаспийского «Срединного коридора», продвигаемого Анкарой, Баку и Астаной. По словам Ильхама Алиева, «объём грузов, проходящих через Азербайджан, то есть по Каспийскому морю, с каждым годом увеличивается и будет продолжать увеличиваться».

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
США и их союзники разделят Украину на части
Сегодня — Сеул, завтра — Тайбэй и Манила?

Распространено убеждение, что «в сложившихся геополитических условиях маршрут "Восток – Запад", пролегавший из Китая через территорию России, в обозримом будущем не имеет шансов на реализацию», а «из-за украинского кризиса транзит китайских товаров через Россию в Европу будет блокирован на многие годы». В Баку стремятся «ковать железо, пока горячо», наращивая связи с государствами Центральной Азии, апеллируя с этнокультурной и языковой близостью и опираясь на такие структуры, как «Организация тюркских государств».

Маршруты коридоров между Китаем и Европой

Всё это встречает понимание и поддержку в Ак-Сарае.  «Мы готовы открыть наше Генеральное консульство в Шуше в удобное для вас время. Господин Хакан [Фидан, министр иностранных дел] немедленно приступит к этому вопросу… Если наше Генеральное консульство в Шуше будет открыто, это послужит четким сигналом всему миру, в частности, Армении. При содействии властей Азербайджана наш фонд «Маариф» продолжает свою образовательную и обучающую деятельность… Крайне важно, чтобы мы рассмотрели средний коридор, пересекающий Каспийское море и железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс в этом контексте как можно скорее во время нашей двусторонней встречи с моим дорогим братом», – заверил, будучи в Баку, турецкий лидер. Помимо «Зангезурского коридора» и широкого круга вопросов двустороннего взаимодействия, обсуждалось также энергетическое сотрудничество с европейцами, весьма обеспокоенными «газом, который они будут получать через Турцию. Они постоянно обращаются с просьбами об этом. Мы вносим и будем вносить свою лепту в эту тему».

Танжу Бильгич

Практически одновременно стало известно о назначении новым послом Турции в Москве выходца из «гюленовских» кругов, бывшего пресс-секретаря МИД Танжу Бильгича, имеющего репутацию проукраинского и проамериканского деятеля. Кроме того, нынешний Генеральный консул Турции в Санкт-Петербурге Озгюн Талу до России долгое время служил в посольстве в Киеве, будучи параллельно заместителем главы миссии ОБСЕ в Донбассе и небезосновательно подозревавшийся в работе на режим Зеленского. Наряду с «западно-ориентированным» правительством, сформированным Р. Эрдоганом после переизбрания 28 мая, эти кадровые назначения наводят на размышления. Остаётся надеяться, что, по крайней мере, некоторые точки над i расставит предстоящий визит В. Путина в Турцию, объявлений помощником российского президента Юрием Ушаковым (пока – без указания конкретных сроков). Можно предположить, что речь пойдёт, прежде всего, о подписании соглашения о «газовом хабе», а также об обсуждении более широкого круга актуальных вопросов. Рискнём предположить, что речь может также пойти о продлении очень выгодной турецким партнёрам «зерновой сделки», шансов у которой, если верить Дмитрию Пескову, уже точно нет. Основной вопрос, однако, состоит в том, удастся ли вывести из сомнительных логистических схем, прямо угрожающих безопасности России на Черном море, зерно с территории бывшей Украинской ССР. Если это и можно сделать, то отнюдь не дипломатическими увещеваниями…

Другие материалы