Прага работает над ослаблением влияния России в Африке. Об этом заявил министр иностранных дел Чехии Ян Липавский, совершивший в июне пятидневный визит в Анголу и Замбию в сопровождении многочисленной делегации предпринимателей и чиновников. В состав делегации вошли представители предприятий машиностроения и компаний, производящих медицинское оборудование, продукты питания, а также разрабатывающие нанотехнологии для очистки воды. Гости с берегов Влтавы обсудили с африканцами перспективы сотрудничества в области экономики, экологии, медицины и нефтедобычи.
Прага предлагает африканским партнёрам более справедливые условия сотрудничества, чем Москва, утверждает Липавский. Напомним, на фоне прогрессирующих слухов о реорганизации присутствия за рубежом российских частных военных компаний, 27-28 июля в Санкт-Петербурге с участием Владимира Путина пройдёт второй саммит «Россия – Африка», посвящённый актуальным вопросам сотрудничества между Москвой и странами Чёрного континента. Между тем чешские власти уделяют африканскому континенту в последнее время повышенное внимание, особенно на фоне событий на Украине. Причины антироссийской активности Праги на африканском направлении также следует искать в «украинском вопросе».
В ходе своего недавнего визита на Украину президент Чехии Петр Павел демонстративно солидаризировался с режимом Зеленского, оставив на одной из боевых машин ВСУ символичную запись: «Мы с вами. Вы отомстите за павших, вы отстоите свободу. Россия, убирайся домой». Чехия стремится к лидерству в Центрально-Восточной Европе, долгое время она уступала в этом отношении Варшаве, а затем – и Бухаресту. Варшава и Бухарест – два фланга антироссийского «санитарного кордона», растянувшегося от Балтики до Чёрного моря. Между Варшавой и Бухарестом заключено соглашение о стратегическом партнёрстве, которое постоянно продлевается.
Чехия географически занимает в данной конструкции центральное, несущее положение и решила этим воспользоваться. Подключившись к русофобской гонке, Прага переключила на себя часть американского внимания, конкурируя с Польшей и Румынией. Но это т. н. благая конкуренция, все три участника (Польша, Чехия, Румыния) заинтересованы во взаимном укреплении позиций друг друга вдоль Балто-Черноморского коридора.
Правящие элиты этих государств рассчитывают с помощью Вашингтона обеспечить себе политическое долголетие. Для этого нужно предельно ослабить Россию во избежание появления на внутриполитической сцене движений и лидеров с альтернативной, т. е. условно пророссийской, повесткой дня.
В более широком контексте конфликт на Украине развязан Соединёнными Штатами не только против России, но и против Китая. Боевые действия делают невозможным беспрепятственный обмен товарами между Европой и Азией через Россию и страны Восточной Европы, и от этого выигрывает американский капитал. Вот почему Прага публично выражает недовольство не только присутствием России в Африке, но и присутствием Китая. Чёрный континент для Праги – отдалённый плацдарм, где можно сыграть против Москвы и Пекина, чтобы облегчить своё положение в Европе.
Слова Липавского о том, будто Европа, и Чехия в частности, предлагает более справедливое партнёрство африканским странам, чем Россия, – наглая ложь.
Во-первых, африканцы борются с неоколониализмом – навязанными им Западом ущербными экономическими отношениями. Для выхода Африки на качественно иные стартовые позиции в политике и экономике необходимо сломать западноцентричную модель международных отношений. Но Чехия, наоборот, работает на закрепление этой модели. Чешская дипломатия трудится над сохранением текущих политико-экономических порядков в отношениях западных держав с африканскими, а это синоним бесперспективности для африканского населения.
Во-вторых, будучи вассалом США, Чехия в диалоге с африканцами использует на американский манер «правозащитную дубинку». Липавский во время визита в Анголу выступил на тему правозащитного активизма. Это означает, что Прага загодя взрыхляет почву для насаждения инструментов влияния на внутренние дела ангольского государства. Сложно представить, например, визит в Прагу ангольского министра иностранных дел с поучениями для чехов, как надо «защищать права человека».
В-третьих, действуя против России и Китая в Африке, Чехия лишает африканцев альтернативы во внешнеэкономическом выборе, потуже затягивает на их шее западную неоколониальную удавку. В Праге не могут предложить африканцам более выгодных условий сотрудничества хотя бы потому, что не обладают экономическим потенциалом, сравнимым с таковым у России и Китая.
В-четвёртых, Чехия дистанцируется от решения вопросов с безопасностью в Африке. Между тем для многих африканских государств (Мали, ЦАР, Судан, Нигерия, Буркина-Фасо, Чад, Камерун, Сомали и др.) данный вопрос наиболее актуален. Практика показывает, что бывшие колониальные державы (Франция, Португалия, Италия, Испания, Германия, Великобритания) либо устраняются от решения подобных проблем, либо манипулируют ими для сохранения своего силового присутствия в регионе. Чехия, работая в интересах США и ЕС, несёт за это свою долю ответственности перед африканскими народами.