Недавно секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов заявил, что западные страны, имеющие ядерное оружие, могли бы оказать существенную военную помощь Киеву. Он выразил надежду, что Украине удастся добиться заключения двусторонних соглашений с каждым государством «Большой семёрки» в сфере безопасности, в которых атомное вооружение сыграет не последнюю роль.
Прозвучал явственный намек на желание киевского режима получить ядерный кейс. Чем это может грозить миру, понятно – украинские «верхи» и обалдевший от своей «значимости» для стран Запада Зеленский вряд ли остановятся перед его применением.
Данилов напомнил, что Запад совершил «стратегическую ошибку», заставив Украину отказаться от своих запасов спецоружия. Это произошло в 1994 году в период правления Билла Клинтона. Именно он был одним из главных действующих лиц тех событий.
Весной этого года экс-президент предался воспоминаниям: «Я чувствую личную ответственность, потому что заставил их (украинцев. – В.Б.) согласиться отказаться от ядерного оружия. И никто из них не думает, что Россия устроила бы эту выходку, если бы у Украины оно до сих пор было».
Сожаление Клинтона не извиняет его слишком вольного пересказа событий той поры…
После распада СССР Украина стала обладателем третьего по величине ядерного арсенала в мире после США и России - 175 ракет большой дальности и более 1800 боеголовок. На её территории базировалось 44 тяжелых бомбардировщика с более чем тысячей ядерных крылатых ракет большой дальности, оснащенных 1240 боеголовками.
В Казахстане находилось 1410 боезарядов, 104 ракетных шахт и 40 бомбардировщиков. Арсенал Белоруссии составляли мобильные ракетные комплексы «Тополь» с баллистическими ракетами и соответствующими боезарядами.
Такое распыление ядерных военных запасов вызывало жгучее беспокойство США, кровно заинтересованных, чтобы количество стран в «ядерном клубе» оставалось неизменным. Американцы настаивали, чтобы опасные для них ракеты с боеголовками были переданы правопреемнице Советского Союза Российской Федерации.
О том, чтобы оставить Украине, которую возглавлял Леонид Кравчук, хотя бы малую часть подобного вооружения, не было и речи. Тем более что многие ракеты были межконтинентальные с радиусом действия свыше 11 тысяч километров. Они вполне могли бы накрыть и Нью-Йорк, и Вашингтон.
Опасались США и утечки части атомного арсенала Украины в третьи страны. Политический режим Украины никогда не выглядел надежным, и сотрудничать с ним американцам казалось делом трудными и опасным. Так происходило в 90-х годах, так с новой силой проявилось в настоящем.
«Оставить Кравчуку ядерное оружие? Не было у Клинтона таких идей ни на одну секунду. И ни у кого из американских военных на эту тему сомнений не было, - считает известный политолог Евгений Сатановский. - Кому-кому, а этому нахрапистому идеологу-коммунисту, перекрасившемуся в ярого националиста, как только он смог это сделать без риска для карьеры, цену они знали, а неизбежной в случае такого развития событий ядерной войны с более чем высоким риском удара по Соединенным Штатам, не хотели. Как не хотят этого удара и сегодня, хотя сделали и делают все возможное, чтобы он произошёл».
С Казахстаном и Белоруссией проблем не возникло – эти страны объявили о своем безъядерном статусе, и их вооружение было вывезено в Россию. Верховная рада Украины также выпустила соответствующее постановление, но подтверждать его делами власти не спешили. Главком объединенными вооруженными силами СНГ Евгений Шапошников вспоминал: «Несмотря на то, что Украина подписала Лиссабонский протокол, который признавал Россию правопреемницей СССР в качестве ядерной державы, президент страны Леонид Кравчук не торопился объявлять об этом официально. Более того, он стремился выбить себе возможность осуществлять командование Стратегическими ядерными силами до их полного вывода с территории Украины. А потом и вовсе стал накладывать запреты на выдвижение последних эшелонов с тактическим ядерным оружием…»
Что хотел Кравчук – может, оставить часть арсенала себе? Вряд ли – содержание и хранение спецбоеприпасов дело хлопотное и дорогостоящее. Со временем у ядерных боеголовок истекает срок годности и их нужно утилизировать. Но такой технологии, как и обученных специалистов, у Украины не было, Это грозило серьёзными проблемами, по сути, «вторым Чернобылем», только куда более страшным.
Логично предположить, что президент Украинской республики изворачивался и хитрил неспроста. Он выторговывал льготы, преференции и финансовую помощь. Кстати, как признался Кравчук, США заплатили Украине за отказ от ядерного вооружения почти миллиард долларов. Но участник беловежских соглашений наверняка хотел больше.
Убирать это вооружение с территории Украины приходилось тайно и с немалым риском: «Никогда не было практики вывозить ядерное оружие самолетами, – рассказывал Шапошников. – А мы это сделали с Ефановым, командующим военно-транспортной авиацией. Последний эшелон вывели, когда Кравчук летел через океан на переговоры с президентом США. Эта работа была очень сложная, серьёзная и деликатная…»
С возрастом люди меняются, и Клинтона подводит память: он говорит о том, чего не было, и молчит о том, что было.
Реальность же такова, что президент США был полон непоколебимой решимости отобрать у Украины весь атомный арсенал. На этом настаивал и глава РФ Борис Ельцин.
В январе 1994 года Клинтон прилетел в Киев. «Американцы не просто приехали, а требовали, – рассказывал Кравчук. – Они сказали: если вы не выполните задание вывести боеголовки из Украины, начнётся не просто давление, а блокада Украины. Мы были бы изолированы. Санкции, блокада – это было прямо сказано».
Однако не только давление США сыграло свою роль. Руководство Украины приняло решение из-за проблем страны, в первую очередь экономических. Кравчук прямо признавался, что его страна с атомным оружием без систем управления, испытания и воспроизводства будет напоминать обезьяну с гранатой, зажавшей чеку.
В том же 1994 году президенты США и Украины встретились снова, уже в Москве, где подписали вместе с Ельциным трёхстороннее заявление о ликвидации ядерного оружия в Незалежной. На архивной фотографии видно, как все трое лучезарно улыбаются…
Спустя годы на бывшего президента Украины «спустили собак» и сторонники, и противники – мол, он предал страну, лишил надёжной защиты. Однако в порыве найти виноватых в неизбежном будущем провале демагоги путают прошедшее с сегодняшним. Это сейчас все капризы Украины Запад беспрекословно выполняет, тогда же на страну смотрели без всякого пиетета. По свидетельству тогдашнего вице-премьера Украины Валерия Шмарова, «переговорный процесс выглядел примерно так: никуда вы не денетесь, всё равно будете вынуждены ядерное оружие сдать».
Кстати, и Клинтон в свое время клятвенно обещал Ельцину не двигать НАТО на восток. В реальности Североатлантический блок пододвинулся вплотную к границам России.
В 2017 году специальный представитель Государственного департамента США по Украине Курт Волкер посоветовал руководству страны не предпринимать попыток вернуть себе ядерное оружие, ибо это дестабилизирует ситуацию до невероятных размеров. Однако сейчас, в разгар военного конфликта, всё сильнее клубятся слухи, что западные страны готовы предоставить режиму Зеленского ядерные технологии или даже соответствующее вооружение. Бывший актер, известный участием в комедийных картинах, готовит себя к новой роли – пресловутой «обезьяны с гранатой», только гораздо более опасной, чем в своё время Кравчук.