Польша и Украина остаются главной угрозой для Белоруссии

Польша и Украина остаются главной угрозой для Белоруссии

Неуёмные аппетиты националистов грозят Европе большим пожаром

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

С момента начала специальной военной операции на Украине в Белоруссии неоднократно заявляли, что угроза национальной безопасности страны кратно возросла. Главную проблему белорусские власти видят в политике стран НАТО, в первую очередь Польши, а также Украины, неадекватность руководства которой вполне может привести к самым печальным последствиям. События последнего времени подтверждают опасения официального Минска. В Варшаве и Киеве уже не скрывают агрессии в отношении Белоруссии, и обстановка на границе только накаляется.

Очередной виток напряжённости на белорусском направлении связывают с появлением в республике ЧВК «Вагнер». При этом этот повод выглядит надуманным, так как вагнеровцы прибывают в Белоруссию без вооружения, в небольшом количестве и находятся на территории страны под полным контролем белорусских властей. Однако всё это нисколько не смущает ни Варшаву, ни Киев, для которых обвинения Минска в эскалации является удобным инструментом прикрытия собственных агрессивных планов.

Не секрет, что Польша имеет виды не только на Западную Украину, но и часть белорусских земель, которые называет Восточными Кресами. Реализацию сценария по их возвращению Варшава начала задолго до СВО. В Белоруссии долгие годы работала агентурная сеть польского влияния, готовившая общественное мнение к возможному объединению «польских» и белорусских земель, а в августе 2020 года Варшава и вовсе стала одним из координаторов попытки государственного переворота в стране. Разразившийся в следующем году миграционный кризис на границе использовался польскими властями для того, чтобы под предлогом защиты от беженцев начать переброску своих войск на восточное направление. Специальная военная операция на Украине только ускорила этот процесс, а Варшава перестала скрывать наращивание военного потенциала на восточных границах.

Помимо проведения военных учений, которые практически не прекращаются и имеют в своей основе не оборонительный, а наступательный характер, Польша продолжила создавать в восточных районах тыловые базы обеспечения, строить полевые лагеря и перебрасывать военную технику, личный состав, в том числе и спецподразделений. Например, в начале июля, якобы опасаясь появления в Белоруссии ЧВК «Вагнер», на границу отправлены 500 полицейских, которые должны присоединиться к находящимся там  5 тысячам пограничникам и 2 тысячам военным. Позже Варшава сообщила о переброске ещё 1 000 военных и 200 единиц техники из состава 12-й и 17-й механизированных бригад и проведении операции «Безопасное Подляшье» якобы с целью «демонстрации нашей воли и способности незамедлительно реагировать на попытки дестабилизировать ситуацию на нашей границе». И это лишь часть процесса подготовки Польши к агрессивным действиям на востоке.

При этом Варшава торопится, а потому уже к сентябрю планирует перебросить все более или менее боеспособные подразделения Войска Польского на восток, где сейчас в полном составе находятся 16-я и 18-я механизированные бригады. Дополнительно к этому планируется под видом призыва в резерв мобилизовать еще 100-150 тыс. поляков, которых расположат вблизи Белоруссии.

Одновременно Варшава активизировала действия в рамках НАТО, стремясь расширить сотрудничество с Вашингтоном, на который польские власти делают особую ставку.

Для этого польский министр обороны Мариуш Блащак недавно отправился в США с целью «укрепления восточного фланга альянса». В Варшаве хотят опереться в будущей агрессии именно на американцев, не слишком доверяя европейским партнёрам. По словам Блащака, его решение перебросить солдат Войска Польского на восток Польши связано с тем, что в стране присутствуют американские военные, а значит польские солдаты могут спокойно решать поставленные перед ними задачи на восточном направлении. Проще говоря, в Варшаве уже не скрывают подготовку «восточного похода» и лишь ждут для этого повода. Вполне вероятно, что начнётся он с Украины под знаменем так называемой «литовско-польско-украинской бригады», о которой уже многие подзабыли.

Не менее опасная ситуация для Белоруссии складывается и на южном направлении. Официально киевский режим на протяжении последнего года заявляет, что готовится к отражению возможного вторжения с белорусской стороны. Под этим предлогом Киев перебрасывает в северные районы военную технику и военнослужащих, проводит нескончаемые учения, в том числе с форсированием водных преград, а также минирует приграничную территорию. В июле командующий украинскими объединенными силами Сергей Наев заявил, что вскоре «будут усилены вооружением и военной техникой те подразделения, которые выполняют задачи непосредственно вдоль государственной границы». При этом он фактически обрисовал будущее белорусско-украинских отношений, заявив, что «линия государственной границы с нашими северными соседями в гражданском виде нам ещё долго не понадобится, поскольку по ту сторону границы друзей у нас нет».

Киев поставил перед собой задачу создать непроходимую с северного направления приграничную территорию. Как заявил представитель Госпогранслужбы Украины Андрей Демченко, «работы идут от Волыни до Черниговской области». Возводятся инженерные заграждения и фортификационные укрепления, разрушаются дороги и строятся завалы. Уже оборудовано около 5 км траншей и 6,5 км противотанковых рвов. Кроме того, формируются огромные минные заграждения: только за июль Украина установили 30 противотанковых минных полей, для чего понадобилось 5,8 тыс. мин.

Казалось бы, все официальные заявления и действия по созданию оборонных линий говорят о том, что Киев не собирается нападать на Белоруссию, а пытается создать условия, при которых ему не придется держать на южной границе значительные военные силы, которые нужны в Донбассе. Однако в реальности ситуация выглядит иначе. И связано это с деятельностью на Украине белорусских наемников из полка имени Калиновского. Именно их киевский режим планирует использовать для вторжения в соседнюю республику сначала в виде диверсионных групп, а затем, когда будет создан плацдарм на белорусской территории, и полноценных военных подразделений. Об этом неоднократно заявляли и сами калиновцы, и многие украинские политики, которые рассчитывают чужими руками как минимум дестабилизировать обстановку в Белоруссии, а как максимум втянуть Минск в военный конфликт. При этом расчёт у Киева довольно банальный – в случае начала боевых действий со стороны Белоруссии странам НАТО придётся вмешаться, а значит, появится возможность втянуть их в противостояние и с Россией. Неслучайно, говоря о желании «обезопасить» себя, киевский режим продолжает активно провоцировать белорусскую сторону. В частности, на территорию республики залетают беспилотники, некоторые из которых начинены взрывчаткой, организуются провокации в отношении белорусских пограничников, в том числе с применением оружия, демонстративно уничтожаются различные пограничные знаки. Чтобы заставить белорусов ответить? К счастью, в Белоруссии прекрасно понимают, чем может обернуться военный ответ на провокации, и пока себя сдерживают.

Впрочем, белорусское терпение не безгранично. В Минске готовятся к развитию событий и по негативному сценарию. В стране проводятся постоянные учения, формируются новые военные подразделения, в том числе по борьбе с диверсантами, началось создание народного ополчения. Более того, Белоруссия намерена и дальше наращивать военное сотрудничество с Россией, которое не ограничивается поставками вооружения или размещением на территории республики ядерного оружия. В середине июля Александр Лукашенко подписал соглашение с РФ о создании и функционировании учебно-боевых центров совместной подготовки военнослужащих вооружённых сил. Это ещё не появление на территории Белоруссии российских военных баз, но уже один из первых к этому шагов, что подтверждает и размещение на территории республики региональной группировки войск Союзного государства. Все это в своей совокупности должно либо остудить горячие головы в Киеве и Варшаве, что маловероятно, либо создать основу для отражения будущей внешней агрессии.

Остаётся надеяться, что нынешняя эскалация напряжённости вокруг Белоруссии является лишь попыткой запугать Минск с целью усиления на него давления, и страна сможет уберечься от военных действий. В ином случае не только Польшу, Украину и страны Прибалтики, но и всю Европу ожидают весьма тяжёлые времена.