Вооружённые силы Израиля утратили ореол непобедимости

Вооружённые силы Израиля утратили ореол непобедимости

ЦАХАЛ ждут нелёгкие времена, связанные с повышением роли женщины и ортодоксальными религиозными общинами

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В ночь на понедельник израильская армия (ЦАХАЛ) сообщила о начале проведения масштабной контртеррористической операции в палестинском городе Дженин и одноимённом лагере беженцев.

По сообщениям телеканала Al Arabiya, в город вошли 200 единиц бронетехники, включая бронетранспортёры и танки. Израильские солдаты окружили лагерь беженцев, обесточив его. Доступ к лагерю был закрыт даже для машин скорой помощи. Операция проводилась в ответ на волну ударов по Израилю, совершённых из Дженина с начала 2023 года.

Операция израильской армии в Дженине

В ходе операции были найдены и уничтожены ряд лабораторий по изготовлению взрывных устройств и убиты несколько бойцов ХАМАС и других палестинских формирований.

«Многие из жителей и бойцов в лагере Дженина утверждают, что израильская армия не смогла захватить в плен [палестинских] бойцов и конфисковать оружие, что большинство убитых и арестованных людей были гражданскими лицами, а большинство конфискованных предметов были взрывными устройствами, в том числе самодельными»,пишет «Аль-Джазира».

5 июля подразделения ЦАХАЛ покинули Дженин.

Израильские солдаты против палестинцев

В ходе этой операции израильская армия в очередной раз продемонстрировала, хоть и не без труда, превосходство над противостоящими ей легковооруженными партизанами.

Времена, когда израильские военные безоговорочно господствовали в регионе давно прошли и, похоже, никогда не вернутся.

Напомним, в ходе второй ливанской войны, которая длилась 34 дня 2006 года, ЦАХАЛ встретил подготовленную оборону с фортификационными сооружениями и минными полями, профессиональных солдат в современной экипировке, вооружённых высокоточным оружием и использовавших средства радиоэлектронной борьбы и разведывательные беспилотники.

Американский военный портал Small War Journal пишет: «Тактика и вооружение «Хезболлы» в конфликте 2006 года застали всех врасплох, поскольку они продемонстрировали улучшенный запас оружия и стратегии с молчаливой помощью Ирана и Сирии. Хотя «Хезболла» рассматривалась только как вооружённое ополчение, демонстрация их технического мастерства и боевых возможностей застала Израиль врасплох мощностью и дальностью ракет, имевшихся в его распоряжении. Впервые ракеты «Хезболлы» смогли нанести ущерб израильскому военному кораблю, а также потопили торговое судно у ливанского побережья. Кроме того, некоторые из их ракет большой дальности смогли достать до портового города Хайфа и гражданских населенных пунктов. На протяжении 34-дневного конфликта «Хезбалла» успешно демонстрировала свою военную мощь, ежедневно запуская более 240 ракет на израильские позиции и не давая ЦАХАЛ продвинуться за реку Литани».

Несмотря на то, что Израилю удалось разбомбить некоторые ключевые объекты в Ливане, он не смог достичь конечной цели — вывести из строя военизированную организацию и вызвать общественное недовольство её действиями. Большинство ливанцев (как мусульман, так и христиан) продемонстрировали свою непоколебимую поддержку «Хезболле» и обвинили Израиль в преднамеренном нанесении ударов по гражданским позициям.

14 августа 2006 года, согласно принятой тремя днями ранее резолюции Совета Безопасности ООН, было объявлено прекращение огня. Бомбардировки ливанских городов и ракетные обстрелы Израиля прекратились.

Заявленных Тель-Авивом целей операции «Достойное возмездие» достичь не удалось: разгромить «Хезболлу» не удалось, а израильские солдаты, захват которых палестинцами спровоцировал войну, не были освобождены. Массовые жертвы среди мирного ливанского населения вызвали в регионе резкий всплеск антиизраильских и антиамериканских настроений, что изменило баланс сил на Ближнем Востоке не в пользу Израиля. Образовался де-факто военный союз Сирии, Ирана, «Хезболлы» и палестинской группировки ХАМАС.

Сегодня Армия обороны Израиля переживает серьёзный внутренний кризис. В самом начале 2023 года в Израиле произошло самое настоящее восстание резервистов. 19 марта сотни элитных офицеров резерва отказались участвовать в регулярных сборах («милуим»). В двух открытых письмах офицеры спецназа, ВВС и разведки объяснили свой демарш категорическим несогласием с конфронтационным курсом право-религиозного крыла правящей коалиции, которое, по их мнению, двигает страну к диктатуре и подрывает пункты общественного договора: «Мы готовы отдать свои жизни и душу, и правительство должно обеспечить ответственность и здравомыслие».

Израильская газета Maariv со ссылкой на высокопоставленных армейских чиновников сообщила, что «израильская армия переживает внутренний кризис, связанный с протестами резервистов против запланированной правительством судебной реформы».

Высокопоставленные чиновники выразили опасение, что такие явления могут распространиться среди личного состава регулярной армии.

Официальные лица Израиля заявили, что в свете продолжающейся координации между Ираном, «Хезболлой» и ХАМАС, «внутренний кризис — это возможность нанести вред Израилю».

Протест против диктаторских амбиций и действий кабинета Нетаньяху затронул элитные подразделения. К нему присоединились пилоты 69-й эскадрильи ВВС, которая проводила в 2007 году операцию по уничтожению ядерного реактора на территории Сирии, члены спасательного отряда ВВС «Шальдаг», моряки 13-й флотилии ВМС, участвовавшей в 2010 году в конфликте у берегов сектора Газа, резервисты дислоцированной на севере пехотной бригады «Голани» и танкисты бронетанкового корпуса, а также специалисты по кибербезопасности израильских спецслужб.

В армейских кругах крайне негативно встретили слухи о возможном принятии закона, легализующем уклонение от службы в ЦАХАЛ для религиозной молодежи. 16 марта в ультрарелигиозный город Бней-Брак съехались сотни резервистов и открыли у здания местного муниципалитета импровизированный «пункт призыва», растянув провокационные баннеры о наборе представителей местной общины в ЦАХАЛ.

И это ещё не единственный кризис в израильских вооруженных силах. Израильская армия одна из немногих, где женщины обязаны проходить срочную службу. Однако руководство ЦАХАЛ в последние годы сталкиваются с довольно серьёзными противоречиями в части совместной службы женщин и мужчин.

В 2012 году в армии обороны Израиля проходило службу на боевых должностях всего 3% женщин. В 2016 году – уже 6 %, и тенденция нарастает. Проблема в том, что в ЦАХАЛ растет число религиозных военнослужащих мужчин. Из 392 кадетов, окончивших обучение в 2018 году, 40% считают себя «религиозными».

Соблюдающие предписания иудаизма военнослужащие мужчины часто отказываются служить в одних подразделениях с женщинами именно по религиозным мотивам. Таким образом, увеличение числа верующих военнослужащих мужчин одновременно с увеличением числа женщин в рядах Вооружённых сил Израиля, служащих в традиционно «мужских» подразделениях, приводит к конфликту.

Руководство ЦАХАЛ нормативными документами установило правила сдержанного поведения и раздельных условий жизни для мужчин и женщин, а также обозначило различные привилегии для религиозных военнослужащих. Однако женщины-военнослужащие восприняли их как дискриминационные по отношению к женщинам, находящимся в рядах вооружённых сил.

Интересно, что известный израильский военный аналитик Мартин ван Кревельд является убежденным противником привлечения женщин на военную службу, считая, что это резко снижает боеспособность любой армии.

«Женщины-военные не лекарство, а болезнь, отмечает он. – Вот уже около двадцати лет я предупреждаю всех, кто хочет и не хочет слушать, об опасностях феминизации вооруженных сил… Больше женщин в войсках — не панацея. Они и есть болезнь, или, по крайней мере, ее часть. Феминизация неизбежно приведет, судя по всему, уже привела к созданию порочного круга. По определению, чем больше женщин входит в какую-либо профессиональную сферу, учреждение или отрасль обслуживания, тем меньше мужчин остается в ней. Чем меньше людей останется, тем больше будут скомпрометированы его престиж и экономические выгоды, которыми он может распоряжаться. Чем больше скомпрометированы ее престиж и экономические выгоды, тем меньше мужчин она будет привлекать».

Прогноз Мартина ван Кревельда сбывается. В армию обороны Израиля идет служить все большее число амбициозных женщин, мечтающих о военной карьере. Число же мужчин, желающих пролить кровь за Израиль, снижается.

Среди израильской молодежи растут левопацифистские настроения. Поддержка армии и военной службы снижается, молодёжь всё меньше ассоциирует себя с военной службой и патриотизмом.

Последние социологические опросы показывают, что большая часть израильтян выступает за повышение профессионализма вооруженных сил и за отмену обязательного призыва на военную службу.

Как бы то ни было, на сегодняшний день Армия обороны Израиля остается ведущей региональной военной силой. Её проблемы, в том числе и критические, – это проблемы израильского общества, которое всё больше раскалывается на враждующие между собой социальные страты. С другой стороны, противники Израиля стали сильнее, чем во время победоносных для Израиля войн со странами арабского мира в XX веке.

ЦАХАЛ

В экспертном сообществе не исключают, что Израиль в будущем может начать частичную профессионализацию армию, которая может стать еще более репатриантской, чем в текущей реальности, включив в свой состав наименее обеспеченные категории населения – выходцев из Марокко, Эфиопии и Йемена.

По такому пути в своё время пошла армия Древнего Рима, привлекая на службу варваров из сопредельных земель. Что стало с Древним Римом, хорошо известно. Спору нет, любая аналогия хромает, но Израиль и его армию со всей очевидностью ждут нелёгкие времена.