В статье Владимира Путина, «Россия и Африка: объединяя усилия для мира, прогресса и успешного будущего», опубликованной в преддверие саммита «Россия – Африка» и экономического и гуманитарного форума «Россия – Африка» 27-28 июля в Санкт-Петербурге, в частности, выражается уверенность в том, что Африка наряду с Азией, Ближним Востоком, Латинской Америкой займёт в формирующемся многополярном миропорядке «достойное место, окончательно освободится от тяжёлого наследия колониализма и неоколониализма, отринув его современные практики».
Напомним, одним из основных достижений континента после формального освобождения от пут колониальной зависимости стала панафриканская интеграция. В декабре 1960 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенную Советским Союзом резолюцию об освобождении от колониальной зависимости всех территорий Африки, а в мае 1960 года новые государства учредили Организацию африканского единства, (переименованную в 2022 году в Африканский союз) со штаб-квартирой в Аддис-Абебе, что несло вполне определённый символ. Эфиопия – практически единственная страна Африки, член Лиги Наций, ценой чудовищных жертв отбившаяся в середине 1930-х годов от притязаний фашистской Италии. Сразу после вторжения итальянских войск в африканскую страну Советский Союз, в отличие от всех остальных крупных держав того времени, выступил за немедленное прекращение агрессии. Авторы изданного в 1936 г. Академией наук СССР сборника материалов «Борьба за Северо-Восточную Африку: материалы и карты» на основании собранной объективной и глубокой информации пришли к выводу, что вторая итало-эфиопская война вплеталась в общую череду империалистических противоречий, отличаясь агрессивным характером политики государств, готовящихся к войне за господство в мире. Примерно в тот же период американские монополии наладили тесные связи с итальянскими «коллегами», нацелившись на захват и грабёж богатых природных ресурсов Восточной Африки, вплоть до непосредственного участия американского посла в Риме к разработке планов оккупации итальянскими фашистами большей части территории Эфиопии, включая её столицу.
Параллели с современностью видны невооружённым глазом, включая поведение империалистических «хищников» второго плана, отнюдь не забывших свой кровавый колониальный опыт. И сегодня наследники «дуче» Бенито Муссолини, не слишком умело прикрывающиеся «социал-демократической» риторикой, ставят перед собой амбициозную задачу укрепить влияние Италии в обширном регионе, который стратеги с Апеннинского полуострова трактуют как «расширенное Средиземноморье» (il Mediterraneo allargato).
Средиземноморье более не рассматривается Римом как географически, экономически и культурно ограниченный регион. Став «расширенным», на севере оно простирается до Альп; на западе – за пределы Гибралтара до Канарских островов и Атлантики; на юге – до Сахеля; на востоке – до Чёрного моря и Крыма.
Расширенное Средиземноморье также включает в себя Ближний Восток, Аравийский полуостров, Персидский залив, Африканский Рог, что даёт Италии теоретическую возможность выступать участником происходящих в данной точке планеты политических процессов и посредником в диалоге задействованных в них игроков. Немаловажно, что расширенное Средиземноморье не имеет чётко определённых границ, являясь умозрительной геополитической концепцией, наложенной на географически детерминированные факторы.
Особое внимание Рим намерен уделить странам Африканского Рога и Сахеля. Соперничество держав за контроль над Африканским Рогом итальянская печать именует «Большой африканской игрой» по аналогии с «Большой игрой» XIX в. – под которой понимается геополитическое соперничество Великобритании и России в Азии.
Кто контролирует Африканский Рог – тот контролирует и узкое горлышко Аденского залива, соединяющее Индийский океан с Красным морем и далее через Суэц – со Средиземным. «Расширив» Средиземноморье до Аравийского полуострова и Сахеля, Рим в своих геополитических концепциях вплотную подобрался к Африканскому Рогу. С опорой на него итальянцы стремятся усилить своё присутствие на стыке Средиземноморья с Индо-Тихоокеанским регионом.
Этим же обусловлено с геополитической точки зрения и внимание Рима к былой французской колониальной вотчине Сахелю как «африканской границе» Европы. Зона Сахеля протянулась почти на 4 тыс. км от Атлантического океана до Красного моря через Сенегал, Мавританию, Мали, Буркина-Фасо, Чад, Нигер, Нигерия, Судан, Эритрею и северные районы Эфиопии.
В июне 2023 Эфиопия подала заявку на членство в БРИКС, что итальянцами расценивается как возможность для России и Китая воздействовать на политику не только этой страны, но и её соседей – Судана, Южного Судана, Джибути, Сомали.
В Риме понимают, что членство в БРИКС Эфиопии, одной из самых «русофильских» стран на Чёрном континенте, положит конец гегемонии западных держав на Африканском Роге. Сахель территориально «прижимает» Эфиопию к региону Африканского Рога. Если последний превратится в плацдарм итальянского присутствия, Эфиопия окажется стиснута с двух сторон зонами враждебного влияния. Поэтому Италия стремится закрепиться в Сахеле за счёт увеличения численности итальянских военнослужащих на базе в Нигере и финансовой поддержки местных правительств.
Не составляет особого секрета, что коллективный Запад недоволен ростом популярности России на Чёрном континенте, что хорошо заметно и по тону пресловутой «мэйнстримной» прессы, и ангажированных «аналитических» публикаций. 52% африканских стран в Генассамблее ООН воздержались от голосования по антироссийским резолюциям, принимавшимся с подачи Белого дома после начала 24 февраля 2022 г. Россией спецоперации на территории бывшей Украинской ССР.
Хотя западным СМИ удалось нанести ущерб имиджу России после воссоединения Крыма в 2014 г., наблюдается постепенный рост симпатий африканцев к нашей стране. Чемпион по пророссийским настроениям – Мали (84%). По антироссийским – Намибия (46% местных жителей не симпатизируют России), но даже здесь разница в численности между русофилами и русофобами составляет всего 6%.
Если верить данным Afrobarometer, в целом в Африке присутствие России воспринимают позитивно 35%, в то время как присутствие бывших колониальных держав – 46%. Вместе с тем, если разделить отношение африканцев к каждой колониальной державе по отдельности, эти державы будут существенно отставать от России.
Рассматривая Москву как конкурента в границах «расширенного Средиземноморья», Рим вкладывается в сдерживание России на украинском направлении. Италия оказала помощь режиму Зеленского на 800 млн. евро, из которых 400 млн. евро приходится на военную помощь (броневики, тяжёлые артиллерийские орудия, системы ПВО, САУ, пулемёты, боеприпасы). По данным Киевского института международной экономики, по объёмам помощи Италия занимает шестое место в списке сражающихся «международных партнёров» нацистской хунты.
Для итальянских стратегов Украина – это дальний рубеж противостояния с Москвой. В Риме стремятся обратить СВО в ресурсозатратное для России событие, которое чем дальше, тем больше будет отвлекать внимание Кремля и сдерживать продвижение российского влияния в Африке.
Заглавное фото: Sky News