Граждане Южной Осетии встречают российские войска

«Пятидневная война» между Грузией и Россией: некоторые выводы и уроки 15 лет спустя

В ближайшие полтора года скучно в Грузии точно не будет

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

15 лет назад, 8 августа 2008 года, массированным обстрелом столицы Южной Осетии Цхинвала и убийствами российских миротворцев правивший на тот момент в Грузии режим Михаила Саакашвили развязал скоротечный, однако весьма ожесточённый конфликт, продлившийся 5 дней и закончившийся разгромом усиленно накачивавшейся коллективным Западом грузинской военной машины. 

Подобно кровавому государственному перевороту на Украине 2014 года, постановочная «революция роз» 2003 года в Тбилиси с экстравагантным любимцем Эдуарда Шеварднадзе, выпускником  Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, сделала трагический ход событий неизбежным. Это стало очевидным уже совсем скоро, после отстранения от власти в Аджарии Аслана Абашидзе, обострения в Южной Осетии в мае, а также захвата террористами школы в Беслане (Северная Осетия) в сентябре 2004 года. Эти события по разные стороны разделённого границами Кавказского хребта мы ставим в один ряд совершенно не случайно. И в последующие годы ситуация только лишь накалялась не без «миротворческих» усилий западных игроков, таких как ОБСЕ, несущих немалую долю вины за военную эскалацию, за разрушения и гибель людей (что нашло очередное подтверждение в 2014-2022 гг. в Донецке и Луганске).

Разрушенный прицельным огнём городок миротворцев

Помпезные визиты в Тбилиси Джорджа Буша и госсекретаря Кондолизы Райс, массированная накачка грузинской армии передовыми наступательными вооружениями, рост в 24 раза военного бюджета небольшой республики (до 1 млрд. долл. в 2008 г.) – всё это, конечно, не оставалось не замеченным в Москве. Но надежда на мирные договорённости теплилась до последнего, вплоть до предгрозовой ночи с 7 на 8 августа, когда российский посол по особым поручениям Юрий Попов встретил по дороге из Цхинвала в Тбилиси огромную колонну ударной грузинской группировки вторжения…

Однако, как и на заре постсоветской грузинской независимости, компромиссные предложения, вполне выгодные для официального Тбилиси, с порога отвергались представителями радикального крыла грузинского национального движения, неизменно задававшими в нём тон ещё с позднесоветских времён. Точно так же потом обстояло дело и на Украине, уже тогда оказывавшей в лице режима Виктора Ющенко вполне серьёзную военную помощь своим кавказским «братьям по разуму».

Стоит повторить: принятое в Тбилиси принципиальное решение в пользу силового варианта возвращения бывших автономий делало нападение неизбежным, вопрос заключался только в сроках военной операции и в направлении главного удара. Одно время весной 2008 года казалось, что это будет Абхазия, однако в конечном итоге тбилисские и западные планировщики выбрали Южную Осетию как более «слабое звено», не способное, по их расчётам, оказать сколь-нибудь серьёзного сопротивления. В пользу успеха быстротечной операции, известной как «Чистое поле», казалось бы, свидетельствовал и контроль Тбилиси над значительной частью территории непризнанной республики, и разветвлённая агентурная сеть, и непреклонная уверенность в слабости российской армии, а также в том, что «западные партнёры» сумеют сдержать российское руководство от «опрометчивых» действий…

Однако вышло по-иному. Ожесточённое сопротивление местных ополченцев позволило сорвать вполне логичный план захвата территории небольшой республики, предполагавшей широкий охват Цхинвала с запада, блокирование Транскама с захватом Джавы и выходом к Рокскому тоннелю. В случае падения Южной Осетии неизбежно возросли бы риски успешной атаки и на Абхазию с перспективой захвата Сухума (со стороны Гальского района, из Кодорского ущелья и с моря одновременно) с практически неизбежным общественно-политическим взрывом на Северном Кавказе.

Во второй половине дня 8 августа стало понятно, что Российская Федерация не оставит своих граждан в беде и не допустит очередной этнической чистки на Кавказе, чреватой общественно-политическим брожением  на Северном Кавказе, где воочию убедились бы в слабости центральных властей.

В 15.00 8 августа Президент России Дмитрий Медведев выступил со специальным обращением

«Вы знаете, что Россия присутствовала и присутствует на территории Грузии на абсолютно законных началах, исполняя свою миротворческую миссию в соответствии с теми международными договоренностями, которые были достигнуты. И главной своей задачей мы считали и считаем сохранение мира. Россия исторически была и останется гарантом безопасности народов Кавказа.

Мы не допустим безнаказанной гибели наших соотечественников. Виновные понесут заслуженное наказание.

Сегодня ночью в Южной Осетии грузинские войска, по сути, совершили акт агрессии против российских миротворцев и мирных жителей. То, что произошло, – это грубейшее нарушение международного права и тех мандатов, которые были когда‑то выданы России мировым сообществом как партнёру по мирному урегулированию.

Действия грузинской стороны привели к человеческим жертвам, в том числе и среди российских миротворцев. Ситуация дошла до того, что миротворцы с грузинской стороны стреляли по российским миротворцам, вместе с которыми были обязаны выполнять свою миссию по сохранению мира в регионе. Сейчас в Южной Осетии гибнут мирные люди, женщины, дети, старики, и большинство из них – это граждане Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией и федеральным законодательством как Президент Российской Федерации я обязан защищать жизнь и достоинство российских граждан, где бы они ни находились.

Логика предпринимаемых нами сейчас шагов продиктована этими обстоятельствами. Мы не допустим безнаказанной гибели наших соотечественников. Виновные понесут заслуженное наказание».

Граница между Северной и Южной Осетией

К этому времени части 58-й армии уже выдвинулись в сторону Рокского тоннеля. Операция по принуждению Грузии к миру продлилась несколько дней, сопровождавшая уничтожением военной инфраструктуры противника, в том числе за пределами административных границ бывших автономий. О завершении военных действий было объявлено 12 августа.

Будучи верны своей многовековой тактике, тогдашние западные партнёры постарались нивелировать успехи российской армии на поле боя путём политико-дипломатических манипуляций. Именно на это была направлена «челночная дипломатия» премьер-министра Франции Николя Саркози и его пресловутые «пункты», один из которых предусматривал отвод российских войск за линию по состоянию на 8 августа. В случае реализации, это означало бы ревизию итогов войны и породило бы, мягко говоря, непонимание действий России у всех тех, кто взирал на неё с надеждой как по северную, так и по южную сторону Большого Кавказского хребта. «Пятидневная война» и возня вокруг выполнения соглашений Медведев – Саркози «уже тогда должны были стать сигналом для Москвы, что Западу нельзя верить ни в чем, что там понимают и уважают только силу», отмечает доктор политических наук Елена Пономарёва.

Безупречный политико-правовой выход из этой непростой ситуации в конечном итоге был найден в форме признания Российской Федерацией Республики Южная Осетия и Республики Абхазия независимыми государствами, чтобы открыть путь к подписанию с ними полноценных соглашений о военно-политическом и экономическом сотрудничестве. «Внешним» форматом обсуждения отдельных аспектов ситуации в регионе вплоть до 2022 года оставались женевские дискуссии по безопасности и стабильности в Закавказье с участием представителей Республики Абхазия, Грузии, Республики Южная Осетия, Российской Федерации и США при сопредседательстве ООН, ОБСЕ и Европейского союза.

Памятник жертвам Зарской трагедии времён "первой" грузино-осетинской войны 1992 г.

Несмотря на разрыв дипломатических отношений с Тбилиси, поражение одиозного Саакашвили и приход к власти в 2012 году по результатам парламентских выборов коалиции «Грузинская мечта» сделали возможным диалог по отдельным направлениям двустороннего российско-грузинского сотрудничества, представляющим взаимный интерес. Несмотря на провокации агрессивного меньшинства, возобновлено авиационное сообщение, развиваются торгово-экономические связи, отсутствует визовый режим. Очевидно, прагматичная позиция правительства Ираклия Гарибашвили после начала специальной военной операции на Украине в немалой степени обусловлена событиями «пятидневной войны» 2008 года, зримо продемонстрировавшей чрезвычайно опасный и деструктивный характер военных авантюр. «Мы неоднократно говорили, что этой войны можно было избежать», – напомнил в этой связи глава правительства, в очередной раз напомнив о «большой безответственности» и о «позорном поведении» бывшего главнокомандующего, «бежавшего, падавшего на землю при звуке самолета». Власти Грузии остаются привержены мирному восстановлению территориальной целостности, говорится в письме И. Гарибашвили по случаю 15-й годовщины начала боевых действий в Южной Осетии.

«Ни Южная Осетия, ни Российская Федерация не хотели этой войны. Как непосредственные участники переговорного процесса и тех встреч, которые проходили на высоком уровне, я хочу однозначно заявить, что ни руководство Российской Федерации, ни Владимир Владимирович Путин, ни Дмитрий Анатольевич Медведев, не хотели этой войны. Мы всячески уходили от обострения этой ситуации, но, к большому сожалению, в Грузии к власти пришли такие силы, которые были настроены на войну. Их мир не интересовал. Их мирное разрешение данного конфликта никак не интересовало. Они были не заинтересованы в войне», – с тогдашним президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты сложно не согласиться. По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, Россия была вынуждена провести операцию по принуждению Грузии к миру, а 26 августа страна признала независимость Абхазии и Южной Осетии. «В России по-прежнему убеждены, что достижение целей создания прочной безопасности в регионе возможно только при заключении юридически обязывающего соглашения о неприменении силы между Грузией, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией – с другой, а также делимитации госграниц между ними с их последующей демаркацией».

В свою очередь, посол России в Вашингтоне Анатолий Антонов призвал американцев «не пытаться сорвать налаживающиеся связи между нашей страной и Грузией», сосредоточившись на работе в рамках Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье с выходом на подписание между Тбилиси, Сухумом и Цхинвалом. Однако поддержка коллективным Западом в преддверии намеченных на осень 2024 года парламентских выборов в Грузии реваншистов а-ля «Мишико» чревата перманентной напряжённостью с высоким риском антироссийских провокаций.