БРИКС: геополитические и экономические реалии современности

БРИКС: геополитические и экономические реалии современности

К открытию 22 августа саммита в Йоханнесбурге

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

От редакции. 22 августа лидеры "пятёрки" государств БРИКС соберутся на ежегодный саммит этого крупнейшего межгосударственного объединения незападного мира. Встреча пройдёт на главной деловой площадке южно-африканского Йоханнесбурга — в выставочном центре Сэндтон. К участию в дискуссиях и обсуждениях, которые продлятся три дня, приглашены представители нескольких десятков государств, большинство из которых подали заявки на вступление в эту организацию. Девиз 15-го саммита — «БРИКС и Африка: партнерство ради взаимного ускорения роста, устойчивого развития и всеохватной многосторонности» — перекликается с содержательным наполнением недавнего форума Россия — Африка в Санкт-Петербурге. 

Настойчивые и неуместные попытки Эмманюэля Макрона заявиться на встречу в Южной Африке, о которых мы писали ранее, не встретили понимания, и это — знаковая примета времени. В преддверие встречи, призванной способствовать формированию нового, более справедливого и сбалансированного миропорядка на пути освобождения от колониального диктата коллективного Запада, начинаем серию публикаций, посвящённых актуальной повестке БРИКС и перспективам расширения этого межгосударственного объединения.

* * *

Геополитической константой нынешнего века стала утрата коллективным Западом планетарной гегемонии в военно-политической, финансово-экономической и культурной сферах. Межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, КНР и ЮАР (БРИКС) становится альтернативным центром силы в рамках многополярного миропорядка. Привлекательность БРИКС для других стран обусловлена внешнеполитическим авторитетом его членов и их внушительным геополитическим потенциалом. 

Бразилии пророчат лидерство на южноамериканском континенте. Аргентинский философ и геополитик проф. Альберто Буэла указывает на наличие здесь нескольких геополитических векторов: у Бразилии – к Сантьяго и Боготе, у Аргентины – по направлению к Лиме и к Каракасу, пересекая бразильский «вектор».

Буэла выдвинул «теорию ромба» с условными гранями Бразилиа – Буэнос-Айрес – Лима – Каракас. Это позволит создать Большое геополитическое пространство с выходом как к Атлантическому океану, так и к Тихому. Это пространство будет обладать большими человеческими ресурсами и будет гомогенно в культурно-языковом плане (при этом Аргентина и Венесуэла присоединятся к БРИКС).

Такой расклад позволит Бразилии избавиться от навязчивой опеки своей бывшей метрополии – Португалии. С точки зрения португальской геополитики Бразилия является одной из «вершин» т. н. стратегического треугольника Мозамбик – Ангола – Бразилия. Присутствие в нём превращает Португалию в заметного игрока на международной арене. 

Если Лиссабон не сохранит своё присутствие в рамках данного треугольника, ему придётся откатиться на тыловые позиции и довольствоваться в стратегическом плане меньшей фигурой – малым стратегическим треугольником: континентальная Португалия – Азоры – Мадейра, что будет означать ослабление позиций Лиссабона на мировой арене. 

Это автоматически приведёт к ослаблению влияния союзников Лиссабона по НАТО – Испании, Франции, Великобритании, которые владели или владеют колониями в регионе, а также США, на которые Лиссабон традиционно ориентируется во внешней политике для нивелирования континенталистских тенденций в европейской геополитике, противоречащих евроатлантистскому и англосаксонскому направлению. 

21 декабря 1998 г., находясь с визитом в Дели, тогдашний глава правительства России Евгений Примаков высказал неформальную идею создания стратегического треугольника Россия – Индия – Китай, отметив, что в «формате партнерства трех стран это могло бы принести большую стабильность в положение дел в мире и регионе». Данное заявление было сделано через день после начала бомбовых атак США и Великобританией Ирака в обход Совета Безопасности ООН, и не будет большим преувеличением сказать, что это событие стало по-своему знаковым не только в российской, но и в мировой политике. По сути, речь шла о де-факто первом крупном сигнале в пользу насущной задачи переформатирования однополярного мира, который в виде политики США успел утвердиться после распада СССР (1), что полностью подтвердилось дальнейшими событиями, включая институционализацию БРИКС в июне 2006 года, в рамках Петербургского экономического форума.

В настоящее время Индия и Китай – признанные игроки в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), с некоторых пор переименованном на Западе в Индо-Тихоокеанский (ИТР). Нью-Дели и Пекин активно развивают контакты с островными государствами ИТР (Мальдивы, Шри-Ланка, Мадагаскар, Индонезия, Папуа-Новая Гвинея, Фиджи, Вануату, Соломоновы острова). Присутствие России как ключевого государства внутри БРИКС в индийско-китайском дуэте в качестве третьей, уравновешивающей, стороны снижает градус индийско-китайского соперничества. Как члены БРИКС Нью-Дели и Пекин предпочитают искать дополнительные точки взаимодействия, избегая ненужной эскалации. 

Перспективы расширения БРИКС

Перспективы расширения БРИКС

Пекин не заинтересован в сближении Индии с США, в то время как Нью-Дели не заинтересован в противостоянии с российско-китайским союзом. Тройственная индийско-китайско-российская политическая платформа служит фактором стабильности в регионе при условии согласования всеми сторонами соответствующего формата взаимодействия.

Южно-Африканская Республика благодаря стратегически выгодному положению геополитически значительно усиливает позиции БРИКС, вызывая недовольство бывших колонизаторов – Великобритании и Нидерландов. Будучи расположена на перекрестье Атлантического и Индийского океанов, отказываясь следовать в фарватере американской политики, Претория превращается в суверенный политический центр Чёрного континента и является одним из звеньев форума диалога ИБСА (Индия – Бразилия – ЮАР). 

Географически «ось» ИБСА полукругом пролегает от южноамериканского побережья Атлантического океана через Южную Африку до рубежей Индии в Индийском океане. ИБСА учреждался для трёхстороннего секторального сотрудничества по вектору «Юг – Юг», пункты этого сотрудничества могут быть включены в общую повестку БРИКС. 

На данный момент к БРИКС готовы присоединиться сорок пять государств, из них двадцать три страны направили официальные заявки. Большинство из них привлекает возможность осуществления трансграничных торговых операций в национальных валютах в рамках политики БРИКС по дедолларизации региональных экономик.

Столь значительное число желающих требует большей координации между странами-основателями БРИКС. Успешность многостороннего сотрудничества с кандидатами зависит от того, насколько удастся сгладить противоречия между ними и вывести на первое место темы взаимовыгодного партнёрства. 

Так, Индия опасается превращения БРИКС в «анти-США» и «анти-НАТО», поэтому сдержанно относится к приёму новичков, чтобы избежать количественного перевеса внутри БРИКС стран, с которыми конфликтуют Вашингтон и Брюссель (Иран, Венесуэла, Куба). ЮАР проводит многовекторную политику, отказываясь одновременно и от прозападной, и от антизападной ориентации.

Изначально БРИКС пытался путём проб и ошибок создать инфраструктуру экономической устойчивости, независимости от «экономики вашингтонского консенсуса», и продолжение этой совместной работы – очевидно, веление нашего непростого времени, когда «касса взаимопомощи для своих», как характеризовали финансовые институции БРИКС некоторые исследователи, подвергается серьёзному воздействию со стороны внешних по отношению к межгосударственному объединению государств и структур. О создании новой платежной системы – альтернативе существующей системе SWIFT и переходу к расчетам в национальных валютах – в Москве и Пекине всерьёз задумались ещё несколько лет назад. Банк России начал серию консультаций с членами БРИКС, а Китай анонсировал создание собственной системы трансграничных межбанковских платежей (CIPS – China International Payments System), которую успешно запустил в эксплуатацию 8 октября 2015 года (2).

На сегодня БРИКС совокупно превышает страны «Большой семёрки» по численности населения и с 2021 г. – по паритету покупательной способности ($48,7 трлн. против $45 трлн.). БРИКС производит на 74% больше энергии, чем «семёрка», обладает в два раза большей площадью пахотных земель, что чрезвычайно важно в контексте попыток деструктивных сил обрушить трансграничные поставки продовольствия. 

Экономический и геополитический потенциал межгосударственного объединения очевиден и, надо полагать, предстоящие 22-24 августа в Йоханнесбурге переговоры высшего уровня, а также дискуссии, к которым приглашены представители более 60 государств, придадут организации дополнительную динамику и откроют новые перспективы.

Примечания

(1) Уянаев С. Партнёрский формат "Россия – Индия – Китай": значение, эволюция и перспективы, российско-китайское взаимодействие // в сб.: Современные российско-китайские отношения. Российская академия наук; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук. Москва, 2017.
(2) Солуянов А. История образования БРИКС, финансовая архитектура и место России в группировке // Экономика, социология и право. 2018. № 4.

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться