Польскому правительству не терпится разориться на милитаризме

Почему Войчех засобирался на войну?

Польскому правительству не терпится разориться на милитаризме

Достаточно бросить взгляд на историю Польши, чтобы убедиться в том, что периодов мира на этой многострадальной земле почти не было. С самой зари государственности она вела войны с Германией, с чехами и Киевской Русью, со своими собственными наследниками престола, с тевтонцами, монголо-татарами, турками – собственно говоря, со всеми своими соседями. Войчех («славный воин» по-польски) не воевал только последние 75 лет – быть может, потому, что во Второй мировой поляки потеряли почти 6 миллионов человек. 

Вашингтонский Project Syndicate пишет, что правительство Польши приступило к осуществлению того, что выглядит как масштабная программа перевооружения. И планы по закупке самого современного вооружения у Соединённых Штатов и Южной Кореи так масштабны, что, видимо, поляки всерьёз готовы создать самую сильную армию в Европе. Об этом всё громче говорит правящая партия Польши «Право и справедливость» (PiS). 

Поляку Войчеху в новую Речь Посполитую поверить легко, ведь его правительство объявило, что к 2035 году увеличит численность армии до 300 000 солдат (сейчас в ней 128 000 действующих военнослужащих и около 36 000 военнослужащих территориальной обороны), поднимет в этом году военные расходы до 3% ВВП, перещеголяв в этом любую из стран НАТО. А заместитель премьер-министра Ярослав Качиньский готов поднять военные расходы аж до 5%. 

Зачем тогда Варшава отдала Украине так много самолётов, танков, пушек, боевых бронемашин и другого военного оборудования? Ответ прост: чтобы обновить свой оборонный потенциал. И желательно немедленно. 

Партия Качиньского использует для этого специальный внебюджетный фонд, финансирующий закупки в долг оружия у двух основных поставщиков - Соединённых Штатов и Южной Кореи. Для того чтобы стать «самым сильным в Европе», Войчеху необходимы 1682 танка, 3074 боевые машины пехоты и бронетранспортера, 1008 артиллерийских систем (не считая миномётов) и 648 многоходовых ракетных установок. А для победы в воздухе – 160 боевых самолетов против имеющихся 48 F-16 и дюжины Су-22, которые становятся всё менее пригодными к эксплуатации. Варшава уже закупила 32 многоцелевых самолета F-35A и 48 лёгких учебно-боевых самолетов FA-50, а также заказала 96 вертолётов AH-64E Apache.

К имеющимся 233 танкам Leopard 2, поляки заказали 366 танков M1 Abrams и 180 танков K2 в дополнение к текущим поставкам 14 Abrams и 28 K2s. А ещё планируется заказать 820 корейских танков K2/K2PL, доведя численность бронетанковой дивизии до 1599 единиц. К ним добавят 212 корейских гаубиц K9A1 и 460 гаубиц K9A1/K9PLs. Судя по тому, с какой помпой Польша получала первые корейские вооружения в прошлом году, по участию в этой церемонии чиновников польского правительства, включая президента Анджея Дуду и министра обороны Мариуша Блащака, южнокорейцев ждали с большим нетерпением.

Из заказанных 20 американских ракетных комплексов  HIMARS семь уже находятся в Польше,  218 пусковых установок южнокорейской реактивной системы залпового огня K239 Chunmoo добавятся к недавно объявленным закупкам 70 пусковых установок K239 и 486 ракетам HIMARS, что увеличит польский арсенал ракетных установок до 794 единиц. Правда, заказанного поляками количества ракет HIMARS ещё не имеют даже сами американцы. В прошлом году глава концерна Lockheed Martin Джим Тайклет обещал нарастить выпуск этих установок до 96 в год, сейчас их в американской армии всего 363, да в Корпусе морской пехоты еще 47 штук. При этом помножьте 468 ракет на 160 тысяч долларов, чтобы хотя бы приблизительно взвесить возможности польского бюджета, дефицит которого в этом году составляет около 14,4 миллиарда долларов... 

Но, похоже, президента Дуду это мало смущает – покупает-то всё равно в долг. При этом надо обладать немалым авантюризмом, чтобы производить закупки без государственных тендеров, с вялой позицией на переговорах и без компенсационных обязательств со стороны подрядчиков. При нормальном, то есть ответственном отношении к соглашениям о закупках со стороны правительства, они содержали бы стабильные условия для защиты интересов польских налогоплательщиков и польской оборонной промышленности. Добавьте к этому простой вопрос. На какие шиши Польша будет закупать боеприпасы для 794 ракетных установок и сотен танков?

Как подсчитали в Defense24, военные расходы Польши в течение следующего десятилетия достигнут 250 миллиардов долларов, из которых только 25-30 процентов пойдёт на основное оборудование. Расходы же на военную инфраструктуру, персонал, обучение, вспомогательное оборудование и сервисное обслуживание собственной армии здесь и вовсе не учтены. Ведь танковая дивизия это не просто танки. Ей требуются ещё сотни технических, командных, разведывательных, коммуникационных, сапёрных и санитарных машин, многоуровневая система противовоздушной обороны, состоящая из радиолокационных станций и пусковых установок зенитных ракет различной дальности. Только на «привези-увези» и ежедневные тренировки потребуются сотни грузовиков и внедорожников...

Логично предположить, что столь масштабные расходы должны опираться на некую продуманную оборонную стратегию. Но по заверениям самих поляков в мундирах ни о какой стратегии речи сейчас не идёт – президент Анджей Дуда и парламент Польши создают комиссию «по изучению влияния России на внутреннюю безопасность Польши в 2007-2022 годах». Налицо чистое безумие по разрушению собственной оружейной промышленности, исключённой из тендерного процесса при «долговом мешке» с тугим узлом в руках Вашингтона. 

Польский генерал Роман Полько, начальник польского Бюро безпечности и его коллеги надеются на коллективную оборону в рамках НАТО, но при этом призывают друг друга «все время помнить, что мы должны быть готовы отразить первый удар, чтобы Буча не повторилась в Польше». 

Получается, второй удар уже будет сдерживать Брюссель?

С провокацией Бучи ясно даже в Вашингтоне, но где взять ещё аргументы для парламентариев, если даже бывший начальник штаба армии с 2013 по 2017 год генерал в отставке Мечислав Гоцула заявляет, что «только сумасшедший может сказать, что наша армия в мирное время должна насчитывать 300 000 солдат»? Добавим, что только сумасшедший будет из кожи вон наращивать вооруженные силы «в долг». 

Однако есть в Подкарпатском воеводстве городок Жешув, что рядом с городищем древнерусского Ряшева, откуда звучат барабаны войны, гальванизирующие страсть Варшавы по временам Речи Посполитой. С началом специальной военной операции России на Украине туда перенесена «секретная столица НАТО». Через здешний железнодорожный узел и местный аэропорт идут все поставки оружия на Украину, до границы с которой отсюда всего 50 километров. Теперь это один из самых защищённых городов Североатлантического альянса, и если бы не он, то конфликт на Украине пошел бы по совершенно иному сценарию. Не случайно польские СМИ цитируют слова местного мэра, который с гордостью заявляет, что Жешув превратился из окраины Европы в центр мировой политики. 

Здесь каждые 10 минут приземляются или взлетают военные самолёты НАТО. Город со всех сторон защищён комплексами ПВО Patriot. Подобное положение дел для Варшавы подобно наркотику, возбуждающему агрессию, направленную на Восток. Польша давно решила, что она «Запад». И в походе на Восток ей, «гиене Европы», снова хочется урвать свой кусок. 

Однако минувшая неделя поднесла горькую пилюлю польским недостратегам. Как сообщило официальное издание Евросовета Еuractiv, вспышка болезни легионеров, вызванная бактерией Legionella произошла именно в Жешуве, в стратегическом центре НАТО. На начало недели 11 человек уже умерли, 144 заразились. Факт многозначительный. Может быть, «славному воину» Войчеху стоит трижды подумать, прежде чем становиться в ряды легионеров, рвущихся на Восток? 

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться