Литва – против Белоруссии и России: насколько далеко зайдёт Вильнюс?

Литва – против Белоруссии и России: насколько далеко зайдёт Вильнюс?

Дипломатические скандалы сопровождаются препонами калининградскому транзиту

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Между Литвой и Белоруссией разгорается дипломатический скандал, спровоцированный высказываниями заместителя госсекретаря Совета безопасности Белоруссии Павла Муравейко. В своем интервью газете «Вечерний Минск» П. Муравейко заявил, что Литва блокирует белорусский транзит, и это может рассматриваться как акт экономической агрессии. А значит, у Минска есть основания, чтобы «прорубить жизненно важный для нас коридор силой оружия». Впрочем, П. Муравейко тут же оговорился, что делать этого Белоруссия не будет из-за «беспрецедентного давления со стороны Запада».

Тем не менее высказывания П. Муравейко вызвали острую реакцию со стороны Вильнюса. 30 октября в литовский МИД был вызван временный поверенный в делах Белоруссии Ярослав Хмыль, которому была вручена нота протеста. В литовском внешнеполитическом ведомстве также заявили, что подобные заявления могут быть расценены как угроза нападения на Литву и потребовали от официального Минска разъяснения слов Муравейко.

Кроме того, некоторые литовские политики поспешили увидеть в случившемся российский след, т. к., по их мнению, Минск действует не самостоятельно, а по указке из Москвы.

Между тем жёсткие высказывания Муравейко отражают тот груз противоречий, который накопился в белорусско-литовских отношениях за последние годы.

Отношения Вильнюса и Минска всегда отличались особой напряженностью с самого момента распада СССР. До прихода к власти А. Лукашенко литовско-белорусские отношения омрачали споры об историческом наследии Великого княжества Литовского, в преемники которого метили как Литва, так и Белоруссия. В 1991-95 гг. государственные гербы обоих государств были практически одинаковыми и представляли собой графические вариации литовского герба «Погоня». Более того, в среде белорусских националистов весьма популярна концепция, что литовская столица Вильнюс и Виленский край являются исконно белорусскими землями.

Конечно, Белоруссия никогда не выдвигала каких-либо официальных территориальных претензий к Литве, однако определенный негативный фон в двусторонних отношениях это всегда создавало.

Более того, из-за споров о наследии средневековой Литвы возникли определенные сложности даже у представителей белорусской политической эмиграции, осевших после событий 2020 г. в Литве. Вильнюс начал неожиданно аннулировать виды на жительство у проживающих в Литве белорусов, мотивируя это якобы распространенностью среди них идей «литвинства» (т. е. представлений о том, что истинной наследницей средневековой Литвы является Белоруссия, а не современная Литва), которые литовские власти рассматривают как угрозу национальной безопасности. Дошло до того, что Светлана Тихановская, которую на Западе до сих пор иногда называют «избранным президентом Белоруссии» и чей офис как раз находится в Вильнюсе, была вынуждена оправдываться и отмежевываться от «литвинства».

При А. Лукашенко исторические споры, однако, отошли на второй план, и основой внешней политики Литвы в отношении Белоруссии стала «борьба за демократию». Вильнюс постоянно вмешивался во внутренние дела восточной соседки и открыто поддерживал белорусскую оппозицию (которую одновременно же уличал в «литвинстве» и имперских амбициях в отношении Литвы). Вильнюс наравне с Варшавой стал основным центром белорусской политической эмиграции задолго до событий 2020 г.

Официальный Минск, со своей стороны, стремился выстраивать отношения с Литвой максимально прагматически, уклоняясь от политических и идеологических противоречий. Расчет делался на то, что экономический прагматизм и материальная выгода в конечном счете возьмут верх.

Следует отметить, что Литва для Белоруссии долгое время оставалась основным направлением экспортного транзита. Литовские порты как ближайшие к территории Белоруссии были основными воротами во внешний мир для белорусского экспорта. В лучшие времена порядка 30% оборота порта в Клайпеде составляли именно белорусские грузы. Активно зарабатывали на белорусских грузах и литовские железные дороги.

Белоруссия также имела большие планы на сотрудничество с Литвой в сфере энергетики. Белорусская АЭС, построенная как раз на границе с Литвой, задумывалась как в значительной степени экспортный проект, ориентированный на рынок Прибалтики. Запуская свой атомный проект, Белоруссия фактически стремилась заместить ту же Литву, которая под давлением Брюсселя была вынуждена закрыть Игналинскую АЭС и из экспортера электроэнергии превратилась в импортера.

Этот проект, однако, вызвал истерическое противодействие Вильнюса, который развернул кампанию по дискредитации Белорусской АЭС в масштабах всего Евросоюза. Тем не менее в Минске до последнего не оставляли надежд, что литовские «партнеры» в конце концов одумаются.

После событий 2020-22 гг. эти надежды окончательно рухнули. Более того, Литва наглядно продемонстрировала, что политика и идеология для нее намного важнее соображений экономической выгоды.

Литва была и остается одним из наиболее активных лоббистов санкций в отношении Белоруссии и России. В этих своих действиях Вильнюс весьма последователен и сам активно сокращает экономическое взаимодействие с восточными соседями.

Так, по инициативе литовской стороны был полностью остановлен транзит белорусских грузов. Основными жертвами этого шага стали концерн «Беларуськалий», а также нефтеперерабатывающие заводы в Мозыре и Новополоцке, ранее вывозившие свою продукцию через Клайпеду. Благодаря этому шагу литовских властей Минск был вынужден переориентировать свои транзитные потоки на порты Ленинградской области и Мурманск. Российская сторона предлагала такую схему транзита и раньше, но в Белоруссии ее долгое время считали менее выгодной и удобной в сравнении с литовским маршрутом. 

Литва также создает препоны и для автомобильного транзита. Этой осенью литовские власти закрыли два из шести пропускных пунктов на границе с Белоруссией и грозят закрытием еще двух. Из-за этого существенно возросли очереди большегрузов, ожидающих оформления на границе с Литвой, причем обусловлено это также тем, что литовская сторона намеренно затягивает пограничные процедуры.

Следует отметить, что этот шаг направлен не только против Белоруссии, но и против российского транзита в Калининградскую область, идущего через Литву. Литва давно стремится максимально осложнить жизнь российскому эксклаву, устраивая пляски вокруг транзитного коридора. Закрытие пунктов пропуска на границе с Белоруссией следует считать очередным недружественным шагом. Кроме того, Литва запретила нахождение на своей территории тягачам с белорусской и российской регистрацией, из-за чего фуры, следующие через Литву, теперь нуждаются в перецепке на границе. 

Таким образом, на литовско-белорусской границе затягивается узел противоречий, выходящий далеко за рамки отношений Вильнюса и Минска.

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться