Между Литвой и Белоруссией разгорается дипломатический скандал, спровоцированный высказываниями заместителя госсекретаря Совета безопасности Белоруссии Павла Муравейко. В своем интервью газете «Вечерний Минск» П. Муравейко заявил, что Литва блокирует белорусский транзит, и это может рассматриваться как акт экономической агрессии. А значит, у Минска есть основания, чтобы «прорубить жизненно важный для нас коридор силой оружия». Впрочем, П. Муравейко тут же оговорился, что делать этого Белоруссия не будет из-за «беспрецедентного давления со стороны Запада».
Тем не менее высказывания П. Муравейко вызвали острую реакцию со стороны Вильнюса. 30 октября в литовский МИД был вызван временный поверенный в делах Белоруссии Ярослав Хмыль, которому была вручена нота протеста. В литовском внешнеполитическом ведомстве также заявили, что подобные заявления могут быть расценены как угроза нападения на Литву и потребовали от официального Минска разъяснения слов Муравейко.
Кроме того, некоторые литовские политики поспешили увидеть в случившемся российский след, т. к., по их мнению, Минск действует не самостоятельно, а по указке из Москвы.
Между тем жёсткие высказывания Муравейко отражают тот груз противоречий, который накопился в белорусско-литовских отношениях за последние годы.
Отношения Вильнюса и Минска всегда отличались особой напряженностью с самого момента распада СССР. До прихода к власти А. Лукашенко литовско-белорусские отношения омрачали споры об историческом наследии Великого княжества Литовского, в преемники которого метили как Литва, так и Белоруссия. В 1991-95 гг. государственные гербы обоих государств были практически одинаковыми и представляли собой графические вариации литовского герба «Погоня». Более того, в среде белорусских националистов весьма популярна концепция, что литовская столица Вильнюс и Виленский край являются исконно белорусскими землями.
Конечно, Белоруссия никогда не выдвигала каких-либо официальных территориальных претензий к Литве, однако определенный негативный фон в двусторонних отношениях это всегда создавало.
Более того, из-за споров о наследии средневековой Литвы возникли определенные сложности даже у представителей белорусской политической эмиграции, осевших после событий 2020 г. в Литве. Вильнюс начал неожиданно аннулировать виды на жительство у проживающих в Литве белорусов, мотивируя это якобы распространенностью среди них идей «литвинства» (т. е. представлений о том, что истинной наследницей средневековой Литвы является Белоруссия, а не современная Литва), которые литовские власти рассматривают как угрозу национальной безопасности. Дошло до того, что Светлана Тихановская, которую на Западе до сих пор иногда называют «избранным президентом Белоруссии» и чей офис как раз находится в Вильнюсе, была вынуждена оправдываться и отмежевываться от «литвинства».
При А. Лукашенко исторические споры, однако, отошли на второй план, и основой внешней политики Литвы в отношении Белоруссии стала «борьба за демократию». Вильнюс постоянно вмешивался во внутренние дела восточной соседки и открыто поддерживал белорусскую оппозицию (которую одновременно же уличал в «литвинстве» и имперских амбициях в отношении Литвы). Вильнюс наравне с Варшавой стал основным центром белорусской политической эмиграции задолго до событий 2020 г.
Официальный Минск, со своей стороны, стремился выстраивать отношения с Литвой максимально прагматически, уклоняясь от политических и идеологических противоречий. Расчет делался на то, что экономический прагматизм и материальная выгода в конечном счете возьмут верх.
Следует отметить, что Литва для Белоруссии долгое время оставалась основным направлением экспортного транзита. Литовские порты как ближайшие к территории Белоруссии были основными воротами во внешний мир для белорусского экспорта. В лучшие времена порядка 30% оборота порта в Клайпеде составляли именно белорусские грузы. Активно зарабатывали на белорусских грузах и литовские железные дороги.
Белоруссия также имела большие планы на сотрудничество с Литвой в сфере энергетики. Белорусская АЭС, построенная как раз на границе с Литвой, задумывалась как в значительной степени экспортный проект, ориентированный на рынок Прибалтики. Запуская свой атомный проект, Белоруссия фактически стремилась заместить ту же Литву, которая под давлением Брюсселя была вынуждена закрыть Игналинскую АЭС и из экспортера электроэнергии превратилась в импортера.
Этот проект, однако, вызвал истерическое противодействие Вильнюса, который развернул кампанию по дискредитации Белорусской АЭС в масштабах всего Евросоюза. Тем не менее в Минске до последнего не оставляли надежд, что литовские «партнеры» в конце концов одумаются.
После событий 2020-22 гг. эти надежды окончательно рухнули. Более того, Литва наглядно продемонстрировала, что политика и идеология для нее намного важнее соображений экономической выгоды.
Литва была и остается одним из наиболее активных лоббистов санкций в отношении Белоруссии и России. В этих своих действиях Вильнюс весьма последователен и сам активно сокращает экономическое взаимодействие с восточными соседями.
Так, по инициативе литовской стороны был полностью остановлен транзит белорусских грузов. Основными жертвами этого шага стали концерн «Беларуськалий», а также нефтеперерабатывающие заводы в Мозыре и Новополоцке, ранее вывозившие свою продукцию через Клайпеду. Благодаря этому шагу литовских властей Минск был вынужден переориентировать свои транзитные потоки на порты Ленинградской области и Мурманск. Российская сторона предлагала такую схему транзита и раньше, но в Белоруссии ее долгое время считали менее выгодной и удобной в сравнении с литовским маршрутом.
Литва также создает препоны и для автомобильного транзита. Этой осенью литовские власти закрыли два из шести пропускных пунктов на границе с Белоруссией и грозят закрытием еще двух. Из-за этого существенно возросли очереди большегрузов, ожидающих оформления на границе с Литвой, причем обусловлено это также тем, что литовская сторона намеренно затягивает пограничные процедуры.
Следует отметить, что этот шаг направлен не только против Белоруссии, но и против российского транзита в Калининградскую область, идущего через Литву. Литва давно стремится максимально осложнить жизнь российскому эксклаву, устраивая пляски вокруг транзитного коридора. Закрытие пунктов пропуска на границе с Белоруссией следует считать очередным недружественным шагом. Кроме того, Литва запретила нахождение на своей территории тягачам с белорусской и российской регистрацией, из-за чего фуры, следующие через Литву, теперь нуждаются в перецепке на границе.
Таким образом, на литовско-белорусской границе затягивается узел противоречий, выходящий далеко за рамки отношений Вильнюса и Минска.