Итоги встречи председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Дж. Байдена во время форума АТЭС в Сан-Франциско, как и ожидалось, не стали прорывом в отношениях между двумя странами. США в своей внешнеполитической стратегии избрали долгосрочную линию на соперничество с Китаем, и в этой ситуации какие-либо договорённости о принципиальном улучшении американо-китайских отношений невозможны.
Победа США в геополитической конкуренции с КНР является главным условием сохранения мировой гегемонии Запада; поражение США станет одним из важнейших условий формирования мнополярного мира, что Вашингтон категорически не устраивает. Объективная логика американо-китайской конкуренции требует определения правил конкуренции в целом и создания хотя бы минимальных условий для того, чтобы прекратить дальнейшую деградацию отношений между США и КНР. Об их улучшении, о каком-то значительном прорыве в экономическом сотрудничестве и в любых иных областях речь сейчас идти не может.
Новый тип отношений, который США пытаются навязать Китаю в ситуации все ещё тесного торгово-экономического взаимодействия между странами, означает сочетание противоречивых подходов экономической конкуренции, геополитического противостояния и выборочного сотрудничества. Именно в силу их противоречивости объективно непонятно, как это будет реализовано Вашингтоном на практике, какие вызовы и риски это вызовет и как на эти риски отвечать. И похоже, что это не понятно не только Пекину, но и США. Вашингтон в практической реализации этого курса только нащупывает оптимальную линию и пытается определить допустимые границы и ограничения.
В ситуации невозможности договориться по существу принципиальных вопросов США и КНР попытались достичь единственно возможной договорённости о механизмах предотвращения открытого противостояния. В итоге стороны договорились о возобновлении рабочих встреч по линии министерств обороны Китая и США; возобновляются также консультации по военно-морской безопасности, а также будут проведены переговоры военных лидеров Китая и США в АТР.
Однако если для КНР управление конкуренцией это лишь первый этап нормализации отношений между странами, особенно, в торгово-экономической области, то для США, похоже, это единственный главный, как минимум на сегодня, вопрос отношений с Китаем. CNN в отчёте о встрече прямо называет основной целью переговоров «восстановление каналов связи, главным образом через военных, чтобы избежать недопонимания или просчета, которые, как опасаются американские чиновники, могут привести к открытому конфликту». И понимают этот вопрос в Вашингтоне очень узко.
Си Цзиньпин в ходе встречи выступил против мнения Байдена о «конкуренции» между США и Китаем: «Конкуренция между крупными странами не является преобладающей тенденцией нынешнего времени и не может решить проблем, стоящих перед Китаем и США или миром в целом».
Председатель КНР говорил о невозможности для Китая и США «отвернуться друг от друга», о нереалистичности попыток изменить другого, о «невыносимости последствий конфронтации» ни для кого. Си сказал, что «развитие Китая следует своей собственной логике и правилам» и «у Китая нет планов превзойти или заменить США, и США не должны пытаться подавлять или сдерживать Китай».
Судя по замечаниям Байдена, США больше, чем КНР, обеспокоены длительным отсутствием контактов по военной линии и в вопросах безопасности в целом, что стало ответной реакцией Пекина на спровоцированный США в начале года скандал с китайским метеозондом. И соответственно, в большей степени были заинтересованы в их возобновлении.
Президент США Джо Байден прямо заявил, что для него успешная встреча с Си Цзиньпином означает простое возобновление общения, когда в случае кризиса есть «возможность поднять трубку и поговорить друг с другом». В этом контексте для Байдена особенно значимым достижением встречи является восстановление военных контактов с Китаем и прямой линии связи между лидерами США и КНР.
Скромные ожидания США от двусторонней встречи отражают реальную установку американской дипломатии в отношениях с КНР – минимизацию рисков от американской стратегии сдерживания Китая, которая представляет собой долгосрочный курс на всестороннее подавление его фундаментальных интересов. В Вашингтоне понимают, что такой курс в высшей степени опасен, поскольку постоянно воспроизводит кризисные ситуации в отношениях между США и КНР. В таких условиях главное для США – вовремя и правильно прогнозировать реакцию и ответные меры Пекина, а для этого как раз необходимы постоянные контакты с КНР на всех уровнях, и прежде всего на военном.
Принципиально важная для США тема контроля над ядерными вооружениями была затронута лишь на уровне общего обсуждения.
В сложившейся ситуации, кроме принципиального для США вопроса восстановления военных контактов, более или менее определённые договорённости стали возможны лишь по второстепенным и изолированным от кризисной повестки вопросам. Симптоматично, что CNN среди успехов переговоров вынесла в название отчёта о встрече «соглашения по фентанилу и военной связи», т. е. то, что для США было действительно важно.
Стороны договорились создать китайско-американскую рабочую группу по сотрудничеству в области контроля над экспортом химических веществ, которые используются для производства фентанила – смертельно опасного опиоида. Результат здесь зависит от того, смогут ли США выполнить ответные требования китайской стороны.
Также будет учреждён межправительственный диалог на экспертном уровне по искусственному интеллекту.
Кроме этого, две страны договорились значительно увеличить количество авиарейсов в начале следующего года и расширить обмены в области образования по линии иностранных студентов, культуры, спорта и деловых поездок.
По «зелёной повестке» КНР и США договорились создать рабочую группу, сосредоточенную на таких областях, как переход к энергетике, использование метана, экономика замкнутого цикла и ресурсоэффективность, низкоуглеродное развитие и обезлесение. Предполагается, что это активизирует действия в области защиты климата в 2020-х годах, вступить в диалог и сотрудничество и ускорить конкретные действия в области климата в преддверии предстоящей климатической конференции COP-28 в ОАЭ.
Расхождения в стратегических целях внешней политики между США и КНР в целом и в двусторонних отношениях в частности не дали возможности хотя бы сблизить позиции по тайваньскому вопросу, статусу Южно-Китайского моря и действиям в нём двух стран, торгово-экономическим вопросам, украинскому и ближневосточному кризисам.
Си Цзиньпин заявил, что Китай предпочитает мирное воссоединение Тайваня с КНР, и изложил условия, при которых будет применена сила, чем подтвердил принципиальную позицию своей страны. Байден в ответ выступил против одностороннего изменения статус-кво в тайваньском вопросе и попросил уважать результаты предстоящих выборов на острове.
Си Цзиньпин сказал Байдену, что постоянное осуществление США мер экспортного контроля и односторонние санкции серьёзно повредили законным интересам Китая, но рост Китая не смогут остановить внешние силы. Си выразил надежду, что США отменят односторонние санкции и обеспечат честные и недискриминационные условия для китайских предприятий. В ответ Байден заявил, что США не собираются предоставлять Китаю технологии, которые могут быть использованы против США в военном отношении.
По иным вопросам стороны также подтвердили свои прежние позиции.
Китайские эксперты полагают, что американской стороне как инициатору сложной ситуации в китайско-американских отношениях необходимо предпринять практические действия, чтобы доказать свою искренность. В Китае хоть и выражают надежду, что американская сторона сможет занять правильную и ответственную позицию, а не просто вносить тактические уточнения в двусторонние отношения, но не питают иллюзий в вопросе изменения США своей стратегии сдерживания КНР.