К выступлению главы МИД на заседании ОБСЕ в Скопье 1 декабря с.г. готовились всем западным миром, безошибочно предчувствуя приближение большой порки. Были среди терпил те, кто за крепкую чиновничью зарплату решил остаться в зале, а были и не нашедшие мужества услышать о себе правду и дезертировавшие сразу в начале экзекуции. Герои борьбы за права человека – представители Польши и прибалтийских государств – стайкой вытрусились из зала заседаний и ломанулись в буфет заливать стресс текучими антидепрессантами.
Сергей Лавров не сказал ничего неожиданного для международных перерожденцев, давно превративших ОБСЕ в ритуальную контору по захоронению европейской безопасности. Он изложил общеизвестные вещи, о которых громко молчат все западные СМИ. Сказал о разрушенных соглашениях и грязных играх с правами человека, об их лжи, лицемерии и лакействе перед США. Не забыл министр рассказать и правду об украинской авантюре Запада и о печальной судьбе Приднестровского урегулирования, которое катится к печальному фиаско. Ему было жаль скончавшиеся европейские проекты обустройства единого пространства и неделимой безопасности. Он был печален, как бывают печальны судьи, вынужденные констатировать свершившееся преступление. Так оно и есть. ЕС и НАТО во главе с США свершили историческое преступление, лишив народы Европы и России надежды на мирное и благополучное добрососедство.
Сергей Лавров не скрывал своего пессимизма: такая ОБСЕ миру не нужна. Язык дипломатии часто избегает крайних заключений, и российский министр не стал прибегать к ним, хотя из его речи стало очевидным, что он рассматривает свою поездку на это сборище как последнюю.
Затем была еще пресс-конференция, на которую сбежался весь наличествующий журналистский (или, лучше сказать, пропагандистский) корпус. Собравшиеся ждали от Лаврова сенсации, хотя таковая уже состоялась. По тупости задававшихся вопросов можно было понять, что их авторы продолжают кувыркаться в парадигме провокационного репортёрства. Бедные, больные люди. Но и здесь они получили достойный урок.
В целом же недвусмысленное послание Сергея Лаврова всей этой публике состояло в том, что политика должна носить открытый и честный характер. И тогда в ней не будут заводиться такие могильные черви, как большинство слетевшихся в столицу Македонии карикатурных персонажей.