Ещё недавно Германию называли локомотивом Евросоюза, а теперь всё чаще именуют «больным человеком Европы» (sick man of Europe), как пишет The Economist. Когда-то так называли Османскую империю, развалившуюся после Первой мировой войны.
«Крупнейшая в Европе экономика из лидера роста превратилась в отстающего. В период с 2006 по 2017 год она по своим показателям превосходила другие крупные экономики и держалась вровень с Америкой. Но сегодня там третий квартал подряд наблюдается спад или стагнация, и в итоге она в 2023 году может стать единственной крупной экономикой, у которой сокращается ВВП. И это проблема не только сегодняшнего дня. По данным Международного валютного фонда, рост в Германии в ближайшие пять лет будет медленнее, чем в Америке, Британии, Франции и Испании»,
– отмечает издание.
Хуже всего то, что Германия в буквальном смысле теряет свою промышленность. Из страны уходят иностранные промышленные гиганты. Крупнейший производитель шин французский холдинг Michelin закрывает свои заводы и отказывается от производства грузовых шин в Германии. Два завода в Карлсруэ и Трире будут закрыты до конца 2025 года, а в Хомбурге будет прекращено производство новых шин и полуфабрикатов. Кроме того, Michelin переносит свой клиентский центр из Карлсруэ в Польшу. Michelin стал уже вторым производителем шин, ушедшим из Германии: совсем недавно американская компания Goodyear объявила, что прекратит производство шин в Фюрстенвальде и закроет свой завод в Фульде. Это затронет около 1 800 рабочих мест.
Один из мировых лидеров в производстве бесшовных труб французский концерн Vallourec свернул производство продукции в Германии. Прокат последней бесшовной трубы на предприятии Vallourec в Дюссельдорфе состоялся 21 сентября. Закрылся также завод Vallourec в Мюльхайме-на-Руре.
Как напоминает Finanzmarkt Welt, в прошлом году в Vallourec сообщили, что производство бесшовных стальных труб в Германии больше невозможно для компании по экономическим причинам.
Стальные трубы из Дюссельдорфа когда-то были одним из важнейших экспортных товаров Германии. Их использовали для строительства трубопроводов, мостов, нефтяных вышек и многого другого. Производила эти трубы промышленная группа Mannesmann – не менее знаменитая, чем Крупп или Тиссен. После распада группы Mannesmann 20 лет назад французский производитель высококачественной стали, устойчивой к перепадам температур, Vallourec приобрел заводы в Дюссельдорфе и Мюльхайме. И вот Vallourec из Германии уходит, а вместе с ним исчезает и важнейшая статья германского промышленного экспорта.
Немецкий автоконцерн Volkswagen AG не исключает перенос производства из Германии из-за нарастающего энергетического кризиса в стране, в первую очередь из-за прекращения поставок российского газа.
Глава Volkswagen Томас Шефер в своем выступлении на общем собрании профсоюзных руководителей в Вольфсбурге не поскупился на честные слова, чтобы обрисовать сложившуюся в компании критическую ситуацию. «Учитывая убытки многих из наших прежних структур, процессов и высокие затраты, мы больше не конкурентоспособны как бренд VW», — заявил он.
В компании объявлен пакет мер жёсткой экономии, от 4000 до 6000 сотрудников будут уволены, количество рабочих мест будет постоянно сокращаться. Кроме того, производственные мощности на заводах Группы, состоящей из VW, Skoda, Seat и коммерческих автомобилей VW, будут сокращены до 80%, рассматривается в том числе закрытие заводов.
Перенос производства автомобилей из Германии в другие страны рассматривают и в «Мерседес-Бенц».
Германия известна на весь мир своим автопромом, и её благосостояние во многом зависит от экспорта автомобилей и продукции машиностроения. В середине нулевых благодаря реформам Шредера промышленный экспорт удалось нарастить — тогда страна даже получила прозвище Exportweltmeister (Чемпион по экспорту). За последние месяцы экспортный показатель Германии стал снижаться, а импорт, наоборот, начал расти.
Согласно опросу ifo, индикатор делового климата среди автопроизводителей сейчас резко упал до нулевой отметки с 34 пунктов в июле.
В конце октября немецкая фирма Linde, крупнейший в мире производитель промышленного газа, решила отказаться от торговли акциями на франкфуртской бирже в пользу нью-йоркской из-за ограничений роста капитала в Германии. Компания при этом была самым ценным компонентом главного немецкого биржевого индекса DAX. Поскольку многие акционеры компании являются выходцами из США и компания недавно объединилась с американским производителем промышленного газа компанией Praxair, то дело идет к переносу этого производства из Германии в Америку.
Немецкий телеканал Tagesschau прямо называет действия компании Linde предательством.
Южноафриканская целлюлозно-бумажная группа Sappi два месяца назад объявила о продаже своего комбината в Штокштадте недалеко от Ашаффенбурга (Бавария), но покупателя пока не нашлось.
Больше всего пострадала от повышения цен на энергоносители химическая промышленность Германии, третья по величине отрасль страны. Производителям химикатов требуются большие объёмы электроэнергии для производства материалов, используемых практически во всех секторах экономики. За последние месяцы несколько крупных немецких химических концернов, включая лидера рынка BASF, предупредили о снижении прибыли и невозможности достичь ранее намеченных показателей в этом году.
Канцлеру Олафу Шольцу уже напрямую заявили о проблемах в химической промышленности. Как пишет Bild, представители отрасли на встрече с политиком преподнесли ему «шокирующий» документ об упадке производства и сокращении рабочих мест.
В 2023 году объём производства в химической промышленности сократился на 16,5%. В 2022 году тоже наблюдался спад в 20%. К концу декабря этот печальный показатель вполне может сравняться с прошлогодним.
При таком спаде неизбежно массовое сокращение сотрудников. Химическая промышленность производит удобрения для сельского хозяйства. Без достаточного количества минеральных удобрений немецкие фермеры получат значительно меньшие урожаи.
В химической отрасли Германии держатся на плаву те компании, которые продолжают сотрудничество с Россией. Концерн BASF, который является лидером отрасли, в 2022 году заработал €22,67 млн благодаря сотрудничеству с РФ. Для компании, которая оказалась в столь тяжёлом положении, это очень серьёзное подспорье, от которого нельзя отказываться.
Продолжает сотрудничество с Россией не только BASF. Помимо химического гиганта, торговлю с Россией не прекратили: производитель автомобилей BMW, который за 2022 год заработал на таком сотрудничестве €54,78 млн; сеть магазинов мелкооптовой торговли Metro AG (€34,94 млн); строительная компания Knauf (€31,17 млн); производитель оборудования для бань и саун EOS (€20,78 млн). В целом с Россией продолжают сотрудничать 393 немецкие компании, которые за прошлый год «принесли в бюджет Кремля» €379 млн, пишет Bild.
На сегодняшний день цены на электроэнергию в Германии достигли одного из самых высоких уровней в Европе. В результате промышленное производство резко подорожало, что стало ударом для экономики ФРГ, индустриального локомотива Евросоюза. Это вынуждает немецкие компании искать счастья за рубежом, например в Китае или США. Так, химический тяжеловес BASF вложил 10 миллиардов евро в новый завод в Китае и в ближайшее время не планирует новых инвестиций в Германии.
Ведущие экономические институты Германии прогнозируют дальнейшее усугубление экономического кризиса в Германии, пишет Deutsche Wirtschafts Nachrichten. По сравнению с первым кварталом прошлого года ВВП упал на 0,5%. Инфляция же достигла беспрецедентной величины в 6,1% и продолжает расти.
Немецкий бизнес с пессимизмом смотрит в будущее, отмечает издание. Предприниматели опасаются, что период экономических затруднений продолжится и они не смогут в будущем обеспечить приток инвестиций. Многие компании вынуждены сокращать производство или же полностью его останавливать.
Германия сейчас претендует на печальный статус «больного человека Европы», а перед больным человеком маячит два выхода – выздоровление или смерть. Причём виновата Германия в этом сама. Навязанный из-за океана отказ от дешёвых российских энергоносителей делает всё большее число отраслей немецкой промышленности нерентабельными.
Всё идет к тому, что Германия в конечном счете может оказаться без собственной индустрии.
Фото: REUTERS/Fabian Bimmer