Здание федеральной резервной системы США

Приближается очередная «круглая дата» ФРС США: повод в очередной раз задуматься

Состав акционеров этой организации свидетельствует о многом

Приближается очередная «круглая дата» ФРС США – 110 лет с момента рождения этой организации. Напомню, что 23 декабря 1913 года Конгресс США молниеносно проголосовал за принятие закона об учреждении организации под названием «Федеральная резервная система США», а президент США Вудро Вильсон также молниеносно, в тот же день подписал указанный закон. Учреждаемая организация наделялась полномочиями по эмиссии банкнот (долларов), имеющих статус законного платёжного средства США. Фактически это был Центральный банк США, просто вывеска у него была достаточно нестандартной (а многих тогдашних «народных избранников из Конгресса США она вводила в заблуждение, поскольку они не понимали, что голосуют за учреждение Центрального банка США).   

Аббревиатура «ФРС» сегодня у всех на слуху, о Федеральном резерве сегодня говорят и пишут не только экономисты и финансисты, но также политики, военные и даже деятели культуры. Говорят и пишут много, но, как мне представляется, далеко не все до конца понимают, что собой представляет данная организация. Даже те, кто является гражданами США. Вспоминаю, когда в начале 1991 года читал лекцию (по теме сравнительного анализа американской и советской экономик) в США американским студентам экономического факультета одного из престижных американских университетов. 

Я тогда коснулся темы центральных банков двух стран, подчеркнув, что в СССР Центробанк является государственной организацией, а в США – частной. И фактически неподконтрольной государству. Это вызвало бурную реакцию со стороны аудитории. Меня пытались обвинить в том, что я ничего не понимаю в данном вопросе, что ФРС – организация государственная. Мол, слово «Федеральная» подсказывает, что ФРС США – орган федеральной власти.   Я парировал тем, что в США есть частные организации, в название которых входит слово «Federal». Например, известная американская частная компания «Federal Express» (занимается перевозкой почты, посылок и других грузов). Наша дискуссия в аудитории завершилась тем, что кто-то из студентов догадался принести большой телефонный справочник (они тогда в Америке были везде разложены в больших количествах) и поискать в нем ФРС США. Справочник был разбит на части: в одной были государственные организации, в другой частные. Федеральный резерв, к большому удивлению многих студентов, был обнаружен в разделе частных организаций.

Этой истории уже более трех десятков лет. Но, судя по всему, за эти десятилетия представления американцев о своем Центробанке – на том же уровне (если не ниже).  В начале прошлого десятилетия среди американцев проводился опрос, который показал, что 90% опрошенных были уверены, что ФРС – государственная структура. 

Большинство американцев заблуждаются не только по поводу слова «Федеральная» в названии ФРС, но также по поводу слов «резервная» и «система». В частности, слово «резервная» порождает у обывателя ощущение, что деньги, которые выпускает ФРС, обеспечены какими-то «резервами», которые гарантируют устойчивую покупательную способность денег и стабильность эмитента.  Таковыми могут быть драгоценные металлы или, в крайнем случае, какие-то иные ликвидные товары. На самом деле, резервов в виде золота у этой системы крайне мало (по отношению к денежной массе). К тому же золото, как сообщается в официальных документах, находится на балансе казначейства США, а не ФРС. Главный «резерв» Федерального резерва - облигации казначейства США, также ипотечные бумаги, эмитируемые полугосударственными ипотечными агентствами США. Но это ведь не товары, а пустые обязательства, т. е. такие же бумажки, как и банкноты.   

Тем более что с весны прошлого года, когда ФРС начала повышать ключевую ставку, активы ФРС в виде государственных облигаций начали обесцениваться, осенью 2022 года у Федерального резерва образовался отрицательный финансовый результат. И он продолжает нарастать. ФРС расходует на покрытие убытков часть своего капитала, называемого «резервный».  И этот резервный капитал тает. Крах нескольких американских банков весной этого года показал, что ФРС с трудом изыскал средства для их спасения и выплат пострадавшим клиентам (предотвратил возникновение «эффекта домино» в банковской системе США). Но, как справедливо отмечают американские эксперты, резервов для спасения следующих потенциальных банкротов у ФРС США нет. Федеральный резерв не в состоянии уже выполнять роль «кредитора последней инстанции» (подробнее здесь). Если у ФРС будет исчерпан резервный капитал для покрытия собственных убытков, тогда «резервом последней инстанции» для американского Центробанка станет государственная казна. Резюмируя, скажу, что уже 110 лет назад, в момент своего рождения, ФРС имела лишь частичное резервирование своих обязательств. А сегодня – практически никакого. 

Точно также слово «система» в названии ФРС не отражает истинного положения. Формально ФРС была задумана как совокупность 12 Федеральных резервных банков (ФРБ) – для того, чтобы у законодателей, принимавших в 1913 г.  закон, возникла иллюзия, что создается децентрализованная сеть учреждений. На самом деле, из 12 «равных» ФРБ один является «самым равным». Речь идет о Федеральном резервном банке Нью-Йорка, на который приходится подавляющая часть всех активов ФРС и всей денежной эмиссии. Фактически он и является центральным банком Америки. В любом случае   деятельность всех 12 ФРБ находится под «жестким» присмотром со стороны Совета управляющих ФРС (штаб-квартира находится в Вашингтоне). За Советом управляющих, в свою очередь, «присматривают» главные акционеры ФРБ Нью-Йорка.

Мой прошлый опыт общения с американцами, даже весьма образованными, показывает, что они (за редкими исключениями) очень смутно понимают, что такое ФРС США. Вероятно, еще меньше понимания этого вопроса у граждан других стран. Вот почему я и говорю, что очередная круглая дата Федерального резерва может и должна быть поводом для разъяснения того, что собой представляет данная организация. 

Ведь, как ни крути, значимость ее выходит далеко за пределы США. Поскольку далеко за пределы выходит продукция «печатного станка» ФРС – доллары США. По состоянию на август нынешнего года масса наличных и безналичных долларов США, находящихся в обращении, составила 20.865 млрд долл., в том числе наличная долларовая масса составила 5.559 млрд долл. За пределами США, по разным оценкам, обращается от 60 до 80% купюр, сходящих с «печатного станка» ФРС (подробнее здесь).

По оценкам Банка международных расчетов (БМР), общий объем всей наличной денежной массы (банкноты и монеты) в мире составляет 8,28 трлн. долларов США.  Получается, что на долларовые денежные знаки приходится более 2/3 (67 процентов) всей наличной денежной массы в мире. А в суммарной массе обращающихся в мире наличных и безналичных денег, составляющих по экспертным оценкам, 83 трлн долл., на долларовую составляющую приходится примерно 25%. 

По данным системы СВИФТ (обеспечивающей информационную поддержку трансграничных платежей), в августе 2023 года доля доллара США в общем объеме платежей составила 48,0% (против 46,5% в июле). В середине текущего года доля доллара США в суммарных валютных резервах всех стран мира, по оценкам МВФ, составила 58,9%. На рынке ФОРЕКС (валютообменные операции) на доллар приходится 85-90% (при общем суммарном объеме операций по обмену валют, равном 200%). 

Я сейчас не собираюсь погружаться в анализ приведенных показателей и оценки возможных изменений их значений. Я лишь обращаю внимание на то, что, во-первых, несмотря на разговоры о «грядущей смерти доллара», эта валюта пока еще сохраняет ключевые позиции в мировой экономике и международных финансах. А, во-вторых, что, несмотря на такие позиции доллара, мы до сих пор крайне мало знаем об организации, которая их эмитирует. 

Один из ключевых вопросов, который должен всех интересовать: кому принадлежит частная корпорация «ФРС США»? Нам говорили и продолжают говорить о том, что в рыночной капиталистической экономике все должно быть максимально «прозрачным». И государственные регуляторы, и клиенты частных компаний и организаций, и их партнеры должны иметь полную и неискаженную картину о соответствующих компаниях и организациях. В том числе о размере капитала и его владельцах. Но мы не знали и до сих пор   толком не знаем, кто является владельцами Федерального резерва (наиболее крупные акционеры ФРС были известны лишь на момент ее учреждения в 1914 году). 

Попыток выяснить было очень много. В частности, в 1976 году комиссия Конгресса США занималась выяснением того, кому принадлежит ФРС. Вывод комиссии таков: контрольный пакет находится у правопреемников тех, кто были главными учредителями Федерального резервного банка Нью-Йорка в 1914 году - «J.P.Morgan Co.» и «Kuhn, Loeb & Co.».  То есть Федеральные резервные банки в 1976 году, также как и в 1914 году, находились под контролем Ротшильдов, Банка Англии и других лондонских банков.

Для прояснения вопроса о том, кто владеет Федеральной резервной системой, можно обратиться также к оценкам известного американского исследователя ФРС Юстаса Муллинса (Eustace Mullins), автора нашумевшей книги «Тайны Федерального резерва» («Secrets of the Federal Reserve»), увидевшей свет в 1983 году. Она издавалась и переиздавалась десятки раз (причем в некоторых странах банкиры-ростовщики пытались уничтожить тиражи книги).   

Напомню, что ФРС – это в первую очередь Федеральный резервный банк Нью-Йорка.  Так вот, по данным Муллинса, в 1983 г. акционерами ФРБ Нью-Йорка было 27 банков, 10 из них владели 66% всех акций указанного ФРБ, а пять имели в своих руках «контрольный пакет» в размере 53%. Акционеры указанных пяти банков – лица, связанные между собой кровнородственными отношениями, причем их гражданство отнюдь не обязательно американское.  Это и есть те, кого мы называем семейством «Ротшильды и Ко.».   Как показывают исследования Муллинса, главные акционеры Нью-Йоркского ФРБ имеют тесные связи не только и не столько с нью-йоркским Уолл-стрит, сколько с лондонским Сити. В конечном счете – с Банком Англии, находящимся под контролем Ротшильдов.   

По мнению некоторых исследователей, сегодня главными акционерами являются уже люди не из клана Ротшильдов, а из клана Рокфеллеров.  А есть точка зрения, что оба клана уже «синтезировались» как на базе кровнородственных отношений, так и на базе разного рода соглашений и финансовых слияний. 

Как бы там ни было, но картина главных акционеров Федерального резерва в институциональном разрезе стала более понятной в начале прошлого десятилетия. Полтора десятилетия назад был разгар мирового финансового кризиса. В США были брошены гигантские бюджетные деньги на спасение банков Уолл-стрит (помощь государства выражалась в том, что казенные деньги вкладывались в уставные капиталы банков; фактически имела место так называемая «техническая», или «тактическая», национализация крупнейших американских банков. В спасении банков также участвовал Федеральный резерв, щедро раздавая банкам кредиты. Но вот кому и сколько он давал, не сообщал. 

Не буду описывать историю на рубеже первого и второго десятилетий нынешнего столетия, когда многие общественные деятели, политики и бизнесмены (например, Майкл Блумберг) требовали от Федерального резерва раскрытия информации о своих кредитных операциях в период финансового кризиса. В конце концов Конгрессу США с большим трудом удалось «продавить» решение о частичном аудите ФРС США (это был первый и единственный аудит в истории Федерального резерва). Результаты этого очень частичного аудита, обнародованные летом 2011 года, были следующие. 

ФРС в период кризиса раздала без огласки кредитов (почти беспроцентных) разным банкам на сумму свыше 16 трлн. долл. (что превышало величину годового ВВП США). Не трудно догадаться, что «хозяева денег» раздавали кредиты «себе любимым». То есть тем банкам, которые и являются главными акционерами Федерального резерва. Логично предположить, что список получателей кредитов и есть список главных акционеров ФРС.  Приведем список тех, кто приближен к ФРС (в скобках указаны суммы полученных кредитов ФРС, млрд. долл.):

  • Citigroup (2500); 

  • Morgan Stanley (2004); 

  • Merril Lynch (1949); 

  • Bank of America (1344); 

  • Barclays PLC (868); 

  • Bear Sterns (853); 

  • Goldman Sachs (814); 

  • Royal Bank of Scotland (541); 

  • JP Morgan (391); 

  • Deutsche Bank (354); 

  • Credit Swiss (262); 

  • UBS (287); 

  • Leman Brothers (183); 

  • Bank of Scotland (181); 

  • BNP Paribas (175). 

Примечательно, что целый ряд получателей кредитов ФРС – не американские, а иностранные банки: английские (Barclays PLC, Royal Bank of Scotland, Bank of Scotland); швейцарские (Credit Swiss, UBS); немецкий банк Deutsche Bank; французский банк BNP Paribas. Указанные банки – «нерезиденты» получили от Федерального резерва около 2,5 триллиона долларов. Можно предположить, что это иностранные акционеры ФРС.

Тогда разгорелся скандал, поскольку выдача Федеральным резервом (точнее Федеральным резервным банком Нью-Йорка, который единственный из 12 ФРБ имеет право осуществлять иностранные операции) кредитов может осуществляться при наличии разрешения (одобрения) от Конгресса США. А последний об иностранных кредитных операциях ФРС до аудита вообще ничего не знал. Скандал кое-как замяли и эту историю предпочитают не вспоминать. 

Что касается американских банков, получавших астрономические суммы кредитов от ФРС, то тут уже я решил сам покопаться и выявить главных акционеров. Пока такие возможности есть. Все главные обитатели Уолл-стрит (Citigroup, Morgan Stanley, Bank of America, Goldman Sachs, JP Morgan и другие), как это ни удивительно, имеют одних и тех же акционеров. Это финансовые холдинги (инвестиционные фонды), которые принято называть «Большой четверкой» – Vanguard Group, Inc.; Black Rock; Fidelity Investments; State Street. 

Их совокупные активы превышают величину годового валового внутреннего продукта США. К слову сказать, они участвуют в капиталах всех крупных и стратегически значимых компаний США (ИТ-отрасль, Биг Фарма, военно-промышленный комплекс и др.). Но указанные холдинги крайне непрозрачны. А потому и на сегодняшний день не только мы, граждане России, но и американцы (даже «народные избранники» из Конгресса США) не знают, кто конкретно (поименно) владеет Федеральным резервом (а заодно – и всей экономикой США). 

Фото: bloomberg

Статьи по теме