Накануне Нового года ЕС и США ужесточили свои режимы антироссийских санкций. Фактически это единая система дискриминационных мер пресловутого «коллективного Запада». Однако формально Брюссель и Вашингтон действуют по отдельности, хотя и в тесной координации действий.
В предновогодних пакетах санкций повод и цель остались неизменными – СВО и наказание России за спецоперацию на Украине. Так как самые грозные дискриминационные меры были реализованы в первых пакетах, то в продолжающемся ритуале за грозные меры в отношении российской экономики выдаются жалкие потуги с изысканием хоть чего-либо. Одновременно акцент смещён в стороны пресловутых «вторичных санкций», чтобы запугать партнёров российских компаний – и госкорпораций, и частного бизнеса.
На очевидные попрания всевозможных норм международного права западные «друзья и партнёры» демонстративно не реагируют. Либеральные принципы рыночной экономики демонстративно принесены в угоду политической целесообразности. Лишь саркастические улыбки вызывают напоминания об обязательствах санкционеров в рамках таких организаций, как ВТО.
США и ЕС активно применяют антироссийские санкции с 2014 года. Формальным поводом стало воссоединение Крыма с Россией на подъёме Русской весны. Западные правительства, инспирировавшие и активно поддержавшие госпереворот в Киеве, были шокированы такой реакцией Москвы. Первые санкционные пакеты в полной мере отражали эту гремучую смесь страха, возмущения, непонимания, ярости и прочих эмоций.
По мнению ряда западных и российских политологов, «коллективный Запад» победил Советскую Россию с помощью санкций. Поэтому не удивительно, что в нынешней ситуации западные «ястребы» снова оседлали любимую лошадку. Её регулярно пришпоривают, потому что лучшей альтернативы не имеют. В отличие от Югославии, Ливии и многих стран, павших жертвами западных спецопераций, у России есть ядерное оружие.
Белый дом никогда не стеснялся выдать желаемое за действительное. В январе 2015 года президент США Барак Обама заявил, что «Россия изолирована, а ее экономика разорвана в клочья». Эту же пафосную глупость в 2022 году неоднократно повторял Джозеф Байден.
Именно потому, что президенты и другие представители элит США публично лгали об эффективности антироссийских санкций, санкции эти требовалось наращивать. По той же причине они наращивали военные поставки марионеточным правительствам постмайданной Украины. И это тоже выглядело алогично, так как Байден неоднократно заявлял, что Россия якобы проиграла «войну».
«Если война проиграна Россией, зачем поставлять ATACMS? Пусть заберет назад ATACMS, все другое вооружение, садится за блины, приезжает к нам на чаепитие. Если проиграна война, о чем мы говорим-то? Зачем ATACMS? Задайте ему этот вопрос. Ну, смешно», – констатировал на пресс-конференции в Китае Президент Владимир Путин.
Проблема американских «ястребов» в том, что они на самом деле выглядят жалко и смешно не только со своим лживым пафосом. США и ЕС вместе со сбежавшей из Евросоюза Британией и многочисленными сателлитами не смогли выполнить обещание Киеву поставить миллион снарядов. Отправленные из Израиля на Украину боеприпасы были развёрнуты на полпути обратно, так как Вашингтон считает украинцев второсортными.
Вашингтонские стратеги приступили к игре с плохими картами. Они надеются на успех блефа и отчаянно повышают ставки. Поэтому в декабре правительство США несколько раз ужесточало санкции, пытаясь ослабить российский ВПК, но добиваясь прямо противоположного эффекта.
12 декабря 2023 года Белый дом снова расширил антироссийские санкции. Минфин США дополнил чёрные списки 23 гражданами России и других стран, а также около 240 юрлицами, заподозренными в помощи таким российским отраслям, как ВПК, энергетика, добыча полезных ископаемых, банковский сектор.
20 декабря Минфин США опубликовал обновлённый чёрный список. Он был дополнен четырьмя компаниями, специализирующимися на перевозке нефти, а также одним танкером под российским флагом.
В тот же день Минфин опубликовал документ с анонсом дополнений в режим обеспечения установленной США цены на товар другой страны. Речь о российской нефти, для которой Вашингтон год назад установил «потолок цен» $60 за баррель. В сообщении министерства сказано: «Мы вносим изменения, которые потребуют от участников цепочки поставок с доступом к детализированным дополнительным затратам, например на страхование и фрахт, делиться ими по запросу с последующими участниками цепочки».
Активность в этом направлении обоснована игнорированием запретов США. Компании разных юрисдикций (в том числе американские и западноевропейские) использовали множество схем по обходу санкций. Танкеры перегружались на пути назначения, российская нефть смешивалась с другой, что позволяло менять сорт и цену. Груз продавался через цепочку посредников с изменением цены. Таких схем много, и все они ослабляли контроль за соблюдением русофобских санкций.
22 декабря Минфин США заявил о новых санкциях, касающихся российских рыболовов. Под эмбарго попали российские лосось, треска, минтай и крабы, в том числе выловленные иностранцами в российских водах и переработанные в третьих странах. Вашингтон не потрудился хоть как-то привязать рыбу и морепродукты к СВО.
В тот же день, 22 декабря, Белый дом опубликовал сообщение об указе Байдена, которым расширяются санкции в отношении финансовых структур, прямо или косвенно связанных с поставками предприятиям российского ВПК. Методы воздействия банальны: «заморозка» активов на территории США, запрет на открытие счетов и другой деятельности.
По тому же указу Минфин по согласованию с Госдепом и Минторгом получил полномочия применять санкции к иностранным компаниям, заподозренным в косвенной помощи российскому ВПК «в сфере технологий, обороны и связанных с ними материальных средств, строительства, аэрокосмической отрасли, или обрабатывающие отрасли экономики Российской Федерации, или других таких отраслей». В указе также речь идёт о рыбе и морепродуктах, включая переработанные иностранцами, об алмазах и бриллиантах, алкогольных напитках. Упомянуты также «и любые другие продукты происхождения Российской Федерации».
Президенту США было бы проще объявить о тотальном эмбарго. Тогда возникла бы проблема публикации перечня изъятий. Поэтому американские санкционеры пошли по другому пути – наращивания ограничений.
Усиление мер контроля и наказание за их несоблюдение касаются всех государств. Доктрина нацбезопасности США обозначила зоной своих национальных интересов весь мир. Вашингтон считает своё национальное право выше международного не только в проблеме военных преступлений армии США.
Исполняя волю «вашингтонского обкома», 18 декабря Евросоюз утвердил «12-й пакет экономических и индивидуальных ограничительных мер» в отношении России и Белоруссии. При этом акцент сделан на антироссийских санкциях с дублированием всех тех мер, которые применил к торговле российской нефтью Минфин США.
Помимо борьбы с обходом «потолка цен» на нефть, Совет ЕС также прописал запрет на импорт российских алмазов и бриллиантов, сжиженного нефтяного газа, ограничения на торговлю металлами, аккумуляторами, стройматериалами и другими товарами. Запрещён реэкспорт ряда товаров в Россию (No Russia clause). Дискриминации подвергнуты более 140 физических и юридических лиц, включая журналистов и IT-компании.
Санкции «коллективного Запада» не поставили на колени непризнанную ими Советскую Россию в межвоенный период. После Второй мировой войны СССР динамично развивался при западных санкциях. Десятилетиями под санкциями находятся Иран, КНДР и многие другие страны.
Эскалацией санкций Брюссель и Вашингтон добьются лишь ухудшения условий ведения бизнеса со своими компании и политической самоизоляции. Мир в третьем десятилетии XXI века уже иной, точка невозврата пройдена. Архаичные механизмы прошлого века лишь продлевают агонию коллективного Байдена, Борреля и прочих.