Как мы писали ранее, вопрос определения исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа в Арктике не теряет своей актуальности в силу непреходящего политического и экономического значения.
Российская Арктика простирается от Баренцева моря на северо-западе до островов Врангеля и Геральд на востоке, занимая около трети всей площади континентального шельфа. Арктические территории регулируются федеральным законодательством и активно используются в экономических целях. Кроме того, по территории арктической зоны проходит Северный морской путь и Северный воздушный мост – перспективные коммуникационные пути «Большой Евразии», связывающие Восточную Азию с Европой по кратчайшему маршруту. Начавшийся процесс таяния льдов облегчает как использование Севморпути, так и разведку с последующим освоением природных ресурсов.
Доказано, что арктическая территория обладает большими неизведанными запасами полезных ископаемых – нефти (35-40 млрд. тонн), газа (51 трлн кубометров природного газа и 2,5 млрд тонн конденсата), а также никеля, значительных залежей меди, месторождений алмазов, угля, золота, урана и вольфрама. Согласно данным из опубликованного в 2009 г. исследовании Мирового энергетического агентства, выше Северного Полярного круга уже открыто в общей сложности 61 крупное нефтяное и газовое месторождение, из них 43 в России, 11 в Канаде, 6 на Аляске и одно в Норвегии (1). Большая часть запасов углеводородов РФ приходится на Карское море (44%), Баренцево море (26%), Охотское (9%) и Восточно-Сибирское (6%) и др. (2). Согласно федеральному законодательству, континентальный шельф определяется как «территория, которая включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка».
Спорные вопросы приарктических государств по шельфовым месторождениям полезных ископаемых (2)
Хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением территории, принадлежащей РФ, настаивает российская сторона, подтверждая свою позицию натурно-географическими исследованиями по изучению геологической природы указанных объектов, биометрической съёмкой, а также сопутствующими сейсмическими и иными исследованиями.
Исследования российских учёных в районе смыкания котловины Подводников, хребта Ломоносова и поднятия Менделеева с материковой окраиной позволили создать уникальную современную модель геодинамической эволюции Арктики и научно обосновать расширение арктического шельфа России. Построенная впервые физическая модель позволила детально воссоздать реальный механизм движения блоков коры в Арктике, достоверно и доказательно объяснив происхождение основных тектонических элементов и структур дна Северного Ледовитого океана.
Помимо нашей страны, заявки на расширение своей территории подали ещё несколько государств, в частности Канада и Дания. Если в Копенгагене считают хребет Ломоносова продолжением Гренландии, то в Оттаве – началом Американского континента. Однако публикуемые зарубежными учёными модели геологической эволюции арктического региона опираются на весьма зыбкие гипотетические основания. В их работе использовалось лишь компьютерное моделирование без учёта глубинного механизма движения блоков коры, основанного на практических исследованиях.
Главным отличием экспедиции «Арктика-2012» от всех предыдущих исследований в Северном Ледовитом океане стало донное бурение коренных пород на эскарпах (обнажение на поверхности дна (склоне) коренных (древних) пород осадочного чехла или кристаллического фундамента) (3). В ходе уникальной по своим масштабам геолого-геофизической экспедиции, организованной «Севморгео» и «ВНИИОкеангеология», удалось собрать почти 22 тысячи образцов донных горных пород. Впервые в мире в районе проведения экспедиции пробурены коренные породы палеозойского возраста отечественным буровым станком донного базирования, а также выполнены глубинные сейсмические исследования с помощью донных станций на широтах более 77 град. с. ш. Впервые в России для обнаружения эскарпов, помимо двух ледоколов («Диксон» и «Капитан Драницын»), были задействованы научно-исследовательские подводные лодки ВМФ (4).
В результате сейсмического изучения дна океана получены убедительные данные о том, что поднятие Менделеева имеет характер, аналогичный континентальным структурам. Каменные обломки, отобранные со склонов образующих его гор, свидетельствуют о континентальном происхождении слагающих их горных пород. Полученные со дна образцы представлены известняками и доломитами (50-65%), песчаниками, алевролитами, аргиллитами (20-25%), базальтами, долеритами, гранитами (5-25%), а также метаморфическими сланцами и гнейсами. В строении фундамента поднятия Менделеева участвуют осадочные, метаморфические и магматические породы, характерные именно для континентальной литосферы, а потому было важно определить, принесены ли обломки дрейфующим льдом и айсбергами или же они имеют местное происхождение. По результатам экспедиции удалось сделать очень важный вывод: на склонах подводных гор наряду с обломками, принесёнными льдами, встречается и местный каменный материал, скатившийся с обнаженных коренных выступов скальных пород непосредственно на поднятии Менделеева (6).
По результатам экспедиции удалось подтвердить материковое происхождение поднятия Менделеева, уточнить его возраст – 290-300 миллионов лет, а также соответствие верхней части донных отложений чукотскому плато, которое является континентальным шельфом РФ. С учётом примерного возраста возникновения Северного Ледовитого океана на границе мезозоя и кайонозоя (70–60 млн. лет назад) земную кору поднятия Менделеева можно с уверенностью охарактеризовать как кору континентального типа, а следовательно, она является континентальным шельфом (3).
В августе 2015 г. в специализированную комиссию ООН ушла обновлённая заявка с научными доказательствами принадлежности России хребта Ломоносова, котловины Подводников, поднятия Менделеева, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса. Российская сторона «исходит из научного понимания, что составные части Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, а именно хребет Ломоносова, поднятие Менделеева – Альфа, Чукотское поднятие и разделяющая их котловина Подводников и Чукотская котловина, имеют континентальную природу своего образования». Соответственно, указанные районы океанического дна являются естественным продолжением материковой окраины, и к ним, согласно пункту 6 статьи 76 Конвенции ООН, не применяется лимит в 350 морских миль от исходных линий. С юридической точки зрения Россия имеет полное право на увеличение своей территории на 1,2 млн кв. км. (5) Одобрение заявки позволило бы РФ увеличить запасы углеводородов на 5 млрд т условного топлива.
В изданной в 2019 году авторитетным швейцарским издательством Springer книге (7) российских учёных из ВНИИОкеангеологии и Санкт-Петербургского университета подведён итог многолетних геологических изысканий в Северном Ледовитом океане. В частности, под слоем осадочных отложений в районе хребта Ломоносова обнаруживается структура, идентичная наблюдающейся на дне Баренцева и Карского морей, отмечают авторы. Помимо вышеприведённых доказательств, о принадлежности хребта Ломоносова к континенту также говорит его низкая сейсмичность: в случае наличия там океанической коры или разлома там фиксировались бы землетрясения с максимальной магнитудой 6-7 баллов, чего не наблюдалось за всю историю сейсмических наблюдений в регионе. Это лишний раз подтверждает, что Сибирь и хребет Ломоносова – единое целое одной литосферной плиты.
Тем не менее исследования продолжаются. Так, с 2012 года в России работает единственный в мире плавучий Арктический университет – уникальная научно-образовательная морская экспедиция на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов». А осенью 2022 года российские полярники возобновили эпоху дрейфующих станций. По поручению Президента РФ Владимира Путина в Санкт-Петербурге было построено уникальное научно-исследовательское судно – ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс», призванная стать ключевым звеном Арктической обсерватории, объединяющей научно-исследовательский стационар «Ледовая база "Мыс Баранова"», Российский научный центр на Шпицбергене, гидрометеорологическую обсерваторию Тикси. На борту платформы 17 научных лабораторий для изучения природной среды с самого дна Северного Ледовитого океана через всю толщу воды, лёд и атмосферу до ближнего космоса – стратосферы. По словам заслуженного полярника вице-президента Русского географического общества Артура Чилингарова, имелись планы создания в рамках Арктического совета международной дрейфующей станции, однако после февраля ситуация кардинально изменилась. Тем не менее, «несмотря на блокаду наших предложений, Россия от своих планов не отказывается и способна обходиться собственными усилиями». (8)
Надо полагать, они окажутся достаточными для того, чтобы отстоять национальные интересы в стремительно тающих ледовых широтах, где заклятые соседи, как представляется, не упустят случая, чтобы в случае благоприятного стечения обстоятельств попытаться бросить России вызов от Шпицбергена на северо-западе до острова Врангеля на северо-востоке.
Примечания
(1) Швец Н., Береснева П. Нефтегазовые ресурсы Арктики: правовой статус, оценка запасов // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4 (37).
(2) Вильмис А. и др. Актуальные вопросы освоения шельфовых и прибрежно-морских месторождений арктической зоны России // Недропользование XXI век. 2023. № 1-2 (99). (3) Корнеев О., Шкатов М. Комплексные геолого-геофизические исследования континентальной природы поднятия Менделеева в ходе экспедиции Роснедр "Арктика 2012" // Российские полярные исследования. 2013. № 2. (4) Морозов А. и др. // Комплексная геолого-геофизическая экспедиция "Арктика-2012" по обоснованию континентальной природы поднятия Менделеева в северном ледовитом океане // Разведка и охрана недр. 2014. № 3. См. также: Шкатов М., Иванов Г. Первая российская скважина на дне Северного Ледовитого океана // Океанология. 2013. Т. 53. № 4. (5) Коневских О. Противостояние России и США в Арктическом регионе // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2016. № 7. (6) Гусев Е. Камни на дне Северного Ледовитого океана // Природа. 2014. № 8. (7) Alexey Piskarev, Victor Poselov, Valery Kaminsky. Geologic Structures of the Arctic Basin. Springer Intarnational Publishing AG, 2019. (8) Фотева И. Дрейфующие во льдах. Современным папанинцам не страшны капризы природы // Российская Федерация сегодня. 2023. № 7.