Китайские власти решились пересечь «красную линию» государственных заимствований

С некоторых пор в Поднебесной существует негласная цензура в отношении публикаций на экономическую тему

Государство Китай никогда не отказывалось от такого средства поддержки бюджета и экономики, как займы. Вместе с тем власти Китая всегда стремились контролировать государственные заимствования и государственный долг, устанавливая ряд «красных линий», за которые выходить нельзя.  Основными видами «красных линий» были предельные   величины дефицита государственного бюджета и общей величины государственного долга. Преимущественно не в абсолютном, а относительном выражении – в виде процента валового внутреннего продукта (ВВП). 

Не знаю почему, но китайское руководство при установлении подобных «красных линий» ориентировалось на нормативы Маастрихтского договора европейских стран (1992 г.) – документа, положившего начало Европейскому союзу. В договоре предусматривалось, что дефицит государственного бюджета стран-членов ЕС не должен превышать 3% ВВП, а государственный (суверенный) долг не должен выходить за пределы 60% ВВП.

В 1990-е годы для Китая европейский норматив предельной величины государственного долга казался чем-то очень далеким и не досягаемым. Так, в 1995 году, по данным МВФ, госдолг Китая составил скромную величину 21,62% ВВП. К 2000 году он чуть-чуть подрос и стал равняться 22,99% ВВП. Но в нынешнем столетии динамика государственного долга стала напоминать рост по экспоненте. К 2010 году показатель вырос до 33,92% ВВП. А «красную линию» европейского норматива китайский государственный долг пересек в 2019 году, когда показатель составил 60,4% ВВП. Но на этом рост долга не прекратился. Вот значения показателя в последующие годы (%): 2020 г. – 70,14; 2021 г. – 71,84; 2022 г. – 77,10. 

Своеобразный «квантовый скачок» произошел в 2019-2020 гг., когда значение показателя за год увеличилось почти на 10 процентных пунктов. Справедливости ради следует сказать, что в это время у многих стран мира весьма существенно вырос государственный долг как в абсолютном, так и относительном выражении. Причиной этого стала так называемая «пандемия ковида», которая спровоцировала экономический кризис почти во всех странах мира. И страны хоть как-то пытались амортизировать рецессию с помощью увеличения государственных расходов и государственного долга. Кстати, Китай в 2020 году был почти единственной страной мира, где не было падения ВВП, у него был даже небольшой прирост ВВП. Достигнут он был благодаря достаточно резкому увеличению государственных расходов и государственного долга. 

Все эксперты ожидают, что по итогам 2023 года государственный долг Китая пересечет линию в 80% ВВП. Согласно прогнозным оценкам известного информационного ресурса STATISTA, относительный уровень государственного долга Китая составит (% ВВП): 2023 г. – 82,98; 2024 г. – 87,41; 2025 г. – 91,80; 2026 г. – 95,90; 2027 г. – 100,12; 2028 г. – 104,34.

Одним словом, ожидается, что в ближайшее время государственный долг Китая пересечет сначала отметку в 90 процентов, а затем и отметку в 100 процентов ВВП. После чего Поднебесная войдет в клуб стран, у которых государственный долг больше годового ВВП. Наиболее известные члены этого клуба в настоящее время: США (121,38% ВВП в 2022 г.); Япония (261,29%); Греция (177,43%); Италия (144,41%), Испания (111,98%); Франция (111,67%); Канада (106,59%); Великобритания (101,36%). 

Государственный долг любой страны растет по причине того, что заимствования государства опережают погашения ранее возникших долгов. Причем речь идет о заимствованиях не только центрального правительства, но также органов государственной власти более низких уровней, вплоть до местных (муниципальных) властей. Многие годы центральное правительство Китая выдерживало предельный норматив дефицита государственного бюджета в 3 процента ВВП. Решая многие свои проблемы за счет наращивания долгов местных органов государственной власти. И если суммировать долги всех этажей государственной власти Китая, то ежегодные чистые заимствования государства (т. е. заимствования за вычетом погашений долгов) давно уже стали превосходить величину в 3% ВВП. 

Еще в 1990 году чистые государственные заимствования Китая, по данным МВФ, составляли всего 0,7% ВВП. В 2010 году они были еще меньше – 0,4% ВВП. В 2015 г. – 2.5%. А вот в 2016 году уже выросли до 3,4% ВВП. Далее они продолжали быстро расти, достигнув в 2019 году величины 6,1% ВВП. 

Рекордный уровень чистых заимствований был достигнут в 2020 году – 9,7% ВВП. Я уже выше отметил, что такой скачок был обусловлен начинавшейся в Поднебесной «пандемией ковида», которая грозила серьезным экономическим кризисом. Кризис был купирован мощными заимствованиями, причем основная их часть приходилась на местные власти Китая. Чистые государственные заимствования несколько снизились в последующие годы, но все рано закрепились на более высоком уровне по сравнению с уровнями до «пандемии ковида». В 2022 г. они составили 7,5% ВВП; в 2023 году они, по оценкам, должны составить 7,1% ВВП. МВФ дает следующие прогнозы по величине чистых государственных заимствований на ближайшие годы (% ВВП): 2024 г. – 7,0; 2025 г. – 7,3; 2026 г. – 7,5; 2027 г. – 7,6; 2028 г. – 7,8. Очевидно, что при таких оценках суммарный государственный долг Китая будет стремительно нарастать.

В то же время для китайских властей «священной коровой» оставался норматив предельной величины дефицита государственного бюджета КНР в 3 процента ВВП. Так, в 2019 году дефицит равнялся 2,8% ВВП. Но когда началась так называемая «пандемия ковида», Пекину пришлось перейти «красную черту». В 2020 году величина бюджетного дефицита подскочила до 3,6% ВВП; в 2021 году она составила 3,2% ВВП. Но уже в 2022 году показатель удалось вернуть в пределы нормы, дефицит составил 2,8% ВВП. На 2023 год власти Китая сверстали государственный бюджет, в котором дефицит был запланирован точно в 3% ВВП. До осени все были уверены, бюджет 2023 года будет исполнен в точности, в том числе по величине дефицита. 

Но вот в октябре Госсовет направил в Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) ряд предложений по неотложным мерам в сфере государственных финансов. И 24 числа указанного месяца предложения получили одобрение. Их суть сводится к тому, что китайское правительство выпускает в четвертом квартале нынешнего года дополнительные государственные облигации на 1 триллион юаней (141 миллиард долларов) для финансирования расходов на инфраструктуру. Собранные средства будут переданы местным органам власти посредством трансфертных платежей, а центральное правительство возьмет на себя ответственность за погашение основной суммы долга и процентов. Половина средств, 500 миллиардов юаней, будет выделена в этом году, а половина будет перенесена на 2024 год. 

Заместитель министра финансов Чжу Чжунмин на брифинге 25 октября сообщил, что собранные деньги в основном пойдут на финансирование инвестиций в восьми основных областях, включая восстановление пострадавших от стихийных бедствий районов, реализацию ключевых проектов по борьбе с наводнениями и улучшение управления при стихийных бедствиях. Основными бенефициарами станут регионы Северного и Северо-Восточного Китая. 

Центральное правительство редко выпускает специальные казначейские облигации, предназначенные для финансирования конкретной политики или проектов («целевые займы»). Первый раз это было в 1998 году во время азиатского финансового кризиса, их чистое использование было в 2007 году во время глобального финансового кризиса, а затем снова в 2020 году во время «пандемии ковида». Нынешнее решение является четвертым случаем. Вместе с тем это первый случай, когда специальные казначейские облигации будут включены в бюджетный дефицит.

Подоплекой октябрьского решения стало то, что местные власти, на которые до недавнего времени возлагалось основное бремя государственных заимствований, исчерпали все свои возможности. Многие из них находятся в преддефолтном состоянии. А некоторые уже признали дефолт по своим долговым обязательствам. Просто государственно-партийное руководство Поднебесной не рекомендует средствам массовой информации афишировать это, чтобы не сеять панику в обществе и среди инвесторов. 

Дополнительные облигационные заимствования, одобренные ВСНП, увеличивают дефицит бюджета до 3,8 % ВВП. Государство опять зашло за «красную линию». Причем это рекордный за всю историю Китая бюджетный дефицит.

Примечательно, что в Китае с некоторых пор существует негласная цензура в отношении публикаций на экономическую тему. Авторам не рекомендуется критиковать экономическую политику партии и государства и высказывать какие-то слишком радикальные предложения, не вписывающиеся в официальную идеологию. И вот в ноябре в СМИ Поднебесной появляются любопытные высказывания китайского экономиста Цзя Гэньляна.  Он рекомендует правительству активнее нанимать работников в госсектор и значительно увеличивать государственные расходы, чтобы таким образом повысить доходы и потребление населения. По мнению китайского экономиста, Китаю не стоит опасаться снижения экспорта товаров и уменьшения торгового профицита в результате усиления западного протекционизма на Западе. Эти потери вполне могут быть компенсированы увеличением бюджетных расходов и бюджетного дефицита.  Экономист одобрил только что принятое решение о повышении бюджетного дефицита   до 3,8% ВВП, отметив, что это непременно отразится благотворно на китайской экономике. Но он заявил, что указанной меры недостаточно. И что порог бюджетного дефицита следует поднять как минимум до 5% ВВП. Наблюдатели высказали мнение, что публичное выступление Цзя Гэньляна санкционировано властями Китая. И вскоре действительно может быть принято решение о переносе «красной линии» на новый рубеж – 5 процентов ВВП. 

P.S. На фоне китайских показателей дефицит государственного бюджета Российской Федерации выглядит весьма скромно. Согласно предварительным оценкам, по итогам 2023 года он составит не более 1% ВВП. 

Фото: investmentnews

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться