27 января в центре города, на набережной Невы прогремел торжественный салют в честь полного снятия блокады Ленинграда – первый в годы Великой Отечественной войны.

Битва за Ленинград – героический подвиг Красной армии и всего советского народа

О малоизвестных страницах обороны города

27 января в Санкт-Петербурге прошла торжественная церемония, посвященная 80-летию снятия блокады Ленинграда. Президент России возложил цветы к монументу "Рубежный камень" на Невском пятачке.

Ранее глава государства направил приветствие участникам и гостям Международного слета потомков победителей «Внуки Победы. Ленинград». Ни один город не проходил через такие «жестокие, мучительные испытания», но «ленинградцы продолжили сражаться и выстояли. Память об этом подвиге – священна», говорится в послании.

27 января 1944 года Красная армия окончательно сняла блокаду Ленинграда, длившуюся 900 дней и унесшую жизни (от недоедания, голода, болезней и обстрелов) до миллиона мирных жителей – почти столько же, сколько погибло во время Второй мировой войны в Соединённых Штатах и Соединённом Королевстве, вместе взятых. 

На момент замыкания блокадного кольца в городе находилось около 2,5 млн. человек гражданского населения, в том числе около 400 тысяч детей. Все предпринятые меры позволили эвакуировать более 1,4 млн человек. Главной причиной смертности была так называемая алиментарная дистрофия (голодное истощение). Уже в декабре 1941 г. умерло почти 53 тыс. мирных жителей, что превысило годовую смертность в городе за 1940 г. В январе и феврале 1942 г., в пору наиболее тяжёлой первой блокадной зимы, смертность достигла своего апогея: за эти 60 дней погибло почти 200 тысяч человек. Всего за время нацистской (при содействии Финляндии Маннергейма) осады города только от голода умерло 641803 человека.

Выставка, посвящённая жизни блокадного Ленинграда, открылась в Центральном выставочном зале города "Манеж"

Помимо голода, на который пришлось основное число жертв, город на Неве систематически разрушался ударами авиации и тяжелой артиллерии. За период битвы по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 100 тысяч зажигательных и около 5 тысяч фугасных бомб. 

На протяжении всех 900 дней блокады город не только оборонялся, но и выпускал продукцию: только в 1943 году было произведено 400 видов вооружений, боеприпасов и снаряжения для фронта. К лету 1943 г. на победу работали 212 заводов и фабрик союзного и республиканского подчинения. В экстремальных условиях защитники города проявляли чудеса изобретательности в изыскивании способов доставки в город продовольствия, топлива и всего необходимого. В мае-июне по дну Ладожского озера был проложен топливопровод, что позволило частично решить проблему обеспечения города и войск жидким топливом. Осенью 1942 года осаждённый город начал снабжаться электроэнергией за счёт Волховской ГЭС через проложенный по дну Ладоги энергетический кабель. 

Наряду с частями Красной армии активное участие в обороне города принимали и военнослужащие войск НКВД. Малоизвестный эпизод рассказывает генерал-майор внутренней службы в отставке Владимир Вострецов: прорываясь к Ладожскому озеру, шведская добровольческая бригада в составе финской армии (!) наткнулась на ожесточённое сопротивление охраны одной из колоний, к которым присоединилась часть осуждённых. Со стороны ближайшей железнодорожной линии выдвинулась рота НКВД с двумя броневиками, и в результате совместных усилий замысел противника оказался сорванным. Этот боевой эпизод нельзя считать локальным: прорвись тогда шведы через железнодорожный мост к Ладожскому озеру, финны и немцы соединились бы, захватив посёлки, от которых шла Дорога жизни, и сделав таким образом невозможным её функционирование. 

 

Попытки освободить «колыбель революции» предпринимались советскими войсками неоднократно. 15 января 1943 г. части 67-й армии при поддержке танков перешли в наступление и 18 января соединились с войсками Волховского фронта, очистив от противника коридор шириной 8-11 км южнее Ладожского озера до Синявинских высот. Здесь была проложена железная дорога, названная Дорогой победы, или Дорогой мужества, ставшей ощутимым подспорьем легендарной Дороге жизни (всего по ней было перевезено 1,6 млн. тонн грузов) и воздушному коридору. 7 февраля 1943 года в город прибыл первый поезд с продовольствием. После частичного прорыва блокады рабочие стали получать по 700 граммов хлеба в день вместо 250, а служащие и дети – по 500 граммов вместо 125.

Окончательно блокаду удалось снять в январе 1944 г. в ходе Ленинградско-Новгородской операции с привлечением войск 2-й ударной, 42-й и 67-й армий Ленинградского фронта, 8-й, 54-й и 59-й армий Волховского фронта, 1-й ударной и 22-й армий 2-го Прибалтийского фронта при взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской флотилиями, а также авиации дальнего действия. Силы Красной армии превосходили противника по численности личного состава в 1,7 раза, по количеству орудий и минометов – в 2 раза, танков и самоходно-артиллерийских установок – в 4,1 раза, в боевых самолетах – в 3,7 раза. 14 января 1944 года советские войска перешли в наступление с Ораниенбаумского плацдарма на Ропшу, а на следующий день – от Ленинграда на Красное Село. Утром 20 января после упорных боёв наступавшие войска обеих армий соединились в районе Ропши, завершив окружение Красносельско-Ропшинской группировки противника (с последующим её уничтожением). 

27 января в центре города, на набережной Невы прогремел торжественный салют в честь полного снятия блокады Ленинграда – первый в годы Великой Отечественной войны.

Героизм и трудовой подвиг защитников Ленинграда получили достойный отклик  как в Советском Союзе, так и в прессе стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Мрачные прогнозы осени 1941 года («Ленинград полностью изолирован. Падение города – вопрос времени…») сопровождались подробными фронтовыми сводками и репортажами из города и его окрестностей («Ленинград трудно подготовить к обороне. Каждый день советские граждане пытаются строить укрепления, служащие учатся штыковым атакам и метанию гранат»). 

Тяжёлой зимой 1941-1942 гг. американские газеты пишут о городе как об осаждённой крепости, где «ежедневно умирают тысячи людей», а единственной надеждой остаются «советские контрудары и снабжение Ленинграда через Ладожское озеро». Эти факты использовались как один из доводов в пользу необходимости скорейшего открытия второго фронта. А каждая попытка прорыва блокады отзывалась сотнями публикаций, объединенных общей надеждой на улучшение положения города. Несмотря на активное неприятие коммунистической идеологии, многие американцы искренне восхищались военными успехами Советского Союза. «Маловероятно, что в истории сопротивления стольких людей на протяжении столь долгого времени есть параллель. Ленинград в одиночку противостоял мощи Германии с самого начала вторжения. Это город, спасённый по собственной воле, и его сопротивление останется в анналах как своего рода героический миф», – писала в январе 1944 года американская «Нью-Йорк таймс». 

К сожалению, в период холодной войны и после её окончания на страницах западной, а отчасти и доморощенной так называемой либеральной прессы целенаправленно продвигались различного рода «чёрные» мифы, откровенные байки и дезинформация из грязных арсеналов информационных войн (чего стоят хотя бы абсурдные домыслы о желании «проклятого Сталина» уничтожить якобы «нелюбимый» им город вместе с его жителями, о его якобы нежелании освобождать город от фашистской блокады, о «ромовых бабах» для диабетика А. Жданова и т. д.). Будем надеяться, что смутные времена, когда чёрные зерна враждебной пропаганды активно проникали в литературу, кинематограф, в образовательную систему и т. д., безвозвратно уходят. 

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 г., вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой, Ленинграду было присвоено почётное звание Города-героя. 8 мая 1965 г. город был награждён медалью «Золотая Звезда». 27 января — день, когда Ленинград был полностью освобождён от блокады — отмечается как День воинской славы. Память блокадников и освободителей города в эти дни чествуют, без преувеличения, во всём мире.