Несомненной новостью 16 февраля в Белоруссии стало очередное сообщение президента Александра Лукашенко на тему контртеррористической спецоперации на границе с Украиной. По его словам, белорусским военнослужащим пришлось «лежать 10 дней на границе, валяться в таких условиях», но в итоге удалось задержать диверсантов.
«Сегодня все желают на Западе, и в авангарде наши белорусские беглые (в отношении Беларуси, что касается), поражения России в войне с Украиной», – цитировала выступление Лукашенко на собрании «Белкоопсоюза» пресс-служба президента Белоруссии.
Лукашенко процитировал переговоры «беглых с отдельными лицами на Западе», сказано в официальном сообщении, сообщив: «Польша имеет право на западные земли Беларуси. А в случае поражения России Беларусь будет прирастать за счет западных земель России».
«Читай: нам прирежут что-то из Смоленской, Брянской, может быть, Псковской областей. А западную Беларусь мы должны (до Минска, как вы знаете, граница была) отдать Польше. Это новые «дэмакратычныя ўлады вядуць перамовы» на Западе, – пояснил Лукашенко. – Кто из вас может с этим согласиться? Может, кто-то и может, но я ни в коем случае. Мы будем бороться до последнего за наши земли. Тем более мы же никому проблем не доставляем. Мы же никому ничего не должны. Мы не претендуем ни на Вильно, ни на Белосточчину, ни на российские, ни на украинские земли. Нам достаточно того, что исторически нам досталось. Это наши белорусские земли».
Исторический экскурс Александра Лукашенко смотрелся уместно в свете предшествовавшего этому интервью Владимира Путина Такеру Карлсону. В данном случае руководитель другой части Союзного государства сделал акцент на современном Вильнюсе – некогда русском городе, ставшем столицей Литвы, а также на районе Белостока, переданного после Великой Отечественной войны Польше в рамках сложной схемы территориальных переделов.
Любопытно, что Лукашенко не затронул гораздо более взрывоопасную тему Полесья, часть которого была включена в состав БССР в рамках «укрупнения» этой советской республики. Как известно, на лесной край с начала прошлого века претендуют украинские националисты, хотя этот тренд в постсоветский период официальный Киев пока не артикулировал.
«Только сегодня задержали несколько диверсантов на украинской границе. С помощью дронов по болотам некоторые из украинских граждан переползали на нашу границу, перебрасывали взрывчатку для совершения диверсий прежде всего на территории России и Беларуси. Только что закончилась контртеррористическая операция, которую вы даже не заметили. И хорошо. Это не ваше дело. Вы должны спокойно работать, делать свою работу. Только что чекистская военная операция завершилась. Задержаны были все диверсанты. А среди них белорусы», – сообщил Лукашенко.
Как отметили в пресс-службе президента Белоруссии, по его словам, это не единичный факт: «Это практически два-три раза в неделю».
Очевиден новый виток информационной войны между Минском и Киевом. Примечательно, что Зеленский с 2023 года резко снизил накал пропагандистского противостояния с официальным Минском («соагрессором» в киевской терминологии с 24.02.2022). При этом в Киеве проявляют непоследовательность: логично было бы вернуть посла Украины в Белоруссию, которым до 22 июня 2023 года был Игорь Кизим. Однако в конце января 2024 года Зеленский принял решение назначить Кизима «спецпредставителем по Белоруссии». Таким решением у Зеленского продемонстрировали нежелание выстраивать отношения с официальным Минском.
Ещё более встревожила белорусские спецслужбы открытая ориентация дискредитировавшего себя украинского посла на тех, кого Лукашенко называет «беглыми» – осевшую преимущественно в Варшаве и Вильнюсе политэмиграцию. До отзыва Кизима в Киев к нему со стороны КГБ Белоруссии было много вопросов. Государственные СМИ даже выдали несколько фильмов и других материалов о связах посольства Украины и лично Кизима с белорусскими националистами, о шпионаже украинских спецслужб в Белоруссии.
Киев долго воздерживался от придания субъектности русофобствующим национал-радикалам в Белоруссии и эмиграции. Зеленский демонстративно сторонился публичных контактов с объявленной Вашингтоном «беларусскай лидзеркай» Светланой Тихановской. Её вильнюсский офис финансируется из тех же источников, из которых поддерживался и госпереворот на Украине 2014 года, и все «цветные революции» на постсоветском пространстве. Лукашенко не просто так надавил на больную мозоль «литвинствующих» белорусских националистов. В этой среде с 1990-х годов было принято распространять разные карты, на которых белорусскими территориями обозначались и Вильнюс, и Белосток, и Смоленск, и территории южнее нынешней белорусско-украинской границы.
Спецслужбы Белоруссии до августа 2020 года закрывали глаза на все эти графические и текстовые художества. Однако второй год белорусские мигранты-«лицьвины» находятся под жёстким прессингом Вильнюса. Дошло до осуждения «литвинской идеологии» на уровне парламента и лишения ряда политгастарбайтеров вида на жительства с запретом на въезд в Литву.
Украинские спецслужбы тоже пристально следят за перебежавшими к ним из Белоруссии, дав тем ещё в 2014 году понять, что им не рады. Для начала заблокировали банковские карты, затем пошли отказы в визовой поддержке и продлении ВНЖ. Каждого белорусского «змагара» вынудили публично обозначить свою лояльность к официальному Киеву и украинскому национализму в его бандеровской версии, фактически ставшей постмайданной государственной идеологией.
С началом СВО прекратились игры в парамилитарный политический туризм. Сформированный из белорусских националистов декоративный «полк Калиновского» (неполная рота плохо обученных политактивистов) свернул PR-акции, так как был отправлен в зону боевых действий. Очень быстро змагары, заявлявшие о себе как об «армии», якобы способной вооружённым вторжением свергнуть «режим Лукашенко», оказались в земле Донбасса или за пределами Украины.
Такой поворот событий немало расстроил кураторов «калиновцев», особенно в Берлине. Государственная «Немецкая волна» (Deutsche Welle, иноагент в РФ) в феврале опубликовала сочувственное к террористам интервью, поведав: «Командир парамедиков полка Калиновского Анастасия Махомет покинула военное формирование в ноябре 2023 года».
До этого, 23 января, спецпроект «DW Беларусь» сообщил: «Полк Калиновского отправился в тур по городам Европы. DW сходила на встречу в Варшаве. С польской столицы начались встречи полка имени Кастуся Калиновского с белорусами. Добровольцы планируют посетить 12 городов в Польше, Литве, Чехии и Германии».
Фактически фейковый «полк Калиновского» под руководством ГУР Минобороны Украины не выдержал и года реальных боевых действий. Теперь этот бродячий цирк занимается «чёсом», как один из мужей Аллы Пугачёвой или некогда подававший надежды петербургский ипполог, возомнивший себя всезнайкой и властителем дум. Все эти «релоканты», подобно «детям лейтенанта Шмидта», поделили территории компактного проживания диаспор и окучивают их с неприкрытым финансовым интересом.
В этом контексте иначе воспринимается комментарий спикера украинской Госпогранслужбы Андрея Демченко, назвавшего «абсурдным» сообщение Александра Лукашенко об очередном задержании диверсантов на белорусско-украинской границе. Во всяком случае, абсурда в нём не больше, нежели в действиях киевского агитпропа или МИД Украины.
Скорее в происходящем наблюдается трагифарс новой политической сказки. Не только действия белорусских спецслужб, но прежде всего собственное идейно-политическое банкротство несостоявшихся «интервентов», не выдержавших реальных испытаний, закономерно привело их к необходимости отрабатывать всё унылые номера на заезженных европейских подмостках.