«Гонка вооружений» - термин, который вошел в обиход политиков, военных и журналистов в годы холодной войны. Одним из наглядных проявлений этой гонки вооружений стало тогда непрерывное наращивание военных расходов противоборствующих сторон – стран блока НАТО и стран Варшавского договора.
В 1985 году относительный уровень военных расходов в США достиг своего пикового значения за годы холодной войны – 6,2% ВВП.
С окончанием холодной войны (а она закончилась в связи с развалом Советского Союза), как утверждают эксперты, гонка вооружений прекратилась. По крайней мере, прекратился рост военных расходов. Так, в США в 1991 году впервые оборонный военный бюджет США был сокращен в абсолютном выражении и составил 288,9 млрд долл. Далее все 90-е годы они находились на уровне примерно 270 млрд долл. (около 3% ВВП). Первое абсолютное увеличение произошло в 2000 году – до 288,8 млрд долл. А уже в 2002 году военный бюджет пробил планку в 300 млрд долл., составив 318 млрд долл. (3,2% от ВВП).
Толчок этому дали события 11 сентября 2001 года. Они побудили Вашингтон объявить «войну мировому терроризму», что, естественно, потребовало дополнительных денежных средств. А далее начался почти непрерывный рост военных расходов США. В 2004 году (при президенте Дж. Буше-мл.) была пробита планка в 400 млрд долл., расходы составили 401,3 млрд долл. Далее расходы на оборону продолжали расти (правда, при президенте Обаме в 2012-2015 гг. было небольшое сокращение). Когда в Белый дом пришел Дональд Трамп, он стал активно добиваться наращивания военных расходов, и в 2018 году они превысили 700 млрд долл. При нынешнем президенте США Джо Байдене военные расходы продолжили свой рост.
Итак, если судить по статистике военных расходов США, то гонка вооружений прекратилась примерно на десятилетие (1991-2000 гг.). По оценкам экспертов, за этот период времени военные расходы в мире сократились примерно на одну треть (что примерно эквивалентно 4 трлн долл.). А в начале нынешнего столетия она опять возобновилась. Сначала причиной (или поводом) для ее возобновления стала так называемая «борьба с международным терроризмом», а позднее – так называемая «борьба с военной угрозой» со стороны России (особенно после 24 февраля 2022 года) и со стороны Китая.
США стремятся, чтобы в борьбе с указанными угрозами активно участвовали их союзники. Прежде всего, союзники, которые состоят в Североатлантическом военно-политическом блоке, или НАТО (создан 75 лет назад, в апреле 1949 года). Если первоначально в НАТО состояло 12 государств, то сегодня его членами, помимо США, являются 30 государств.
Поговорим подробнее о военных расходах стран НАТО. Источниками информации по данному вопросу являются сайт самого блока, а также данные Международного института стратегических исследований (IISS) и Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI).
Полные данные по военным расходам в мире имеются за 2022 год. Согласно SIPRI, они составили 2,24 трлн долл. А их доля в мировом ВВП была оценена SIPRI в 2,2 % (по ходу отмечу, что считаю эту цифру завышенной; согласно моим оценкам, она существенно ниже 2 процентов).
Оборонные расходы стран НАТО в 2022 году составили 1,19 трлн долл. Таким образом, их доля в мировых военных расходах превысила половину (53%). По данным ООН, в мире существует 206 государств. Получается, что в 2022 году тридцать стран НАТО (тогда в составе блока еще не было Финляндии) имели военные расходы, превышающие суммарные военные расходы 176 стран мира, в которых проживает 89,4% населения планеты.
За 2014-2022 гг. военные расходы НАТО увеличились на 26,2%. Доля военных расходов в ВВП стран НАТО в 2022 году составила примерно 2,6 %. У США относительный уровень военных расходов равнялся примерно 3,5% ВВП.
За пределами блока НАТО наиболее масштабные военные расходы в 2022 году имели, по данным SIPRI, следующие страны (млрд долл.; в скобках – доля в общемировых военных расходах, %): Китай – 292,0 (13,0); Российская Федерация – 86,4 (3,9); Индия – 81,4 (3,6); Саудовская Аравия – 75,0 (3,3). Суммарная доля указанных четырех стран в мировых военных расходах – 23,8%. Это примерно половина военных расходов всех стран мира, находящихся за пределами блока НАТО. Военные расходы четырех указанных стран составили по отношению к военным расходам НАТО примерно 45%.
Западная пресса любит называть четыре указанные страны «высоко милитаризованными экономиками». Из них действительно одна страна имеет высокий относительный уровень военных расходов – Саудовская Аравия (7,4% ВВП). У Индии этот показатель составил в 2022 году 2,4% ВВП; у Китая – 1,6% ВВП. У этих двух стран он оказался ниже, чем средний показатель по блоку НАТО. У Российской Федерации военные расходы в 2022 году составили 4,1% ВВП. Значение показателя выше, чем по блоку НАТО в целом и даже выше, чем у США. До этого у РФ показатель был примерно на уровне США. А как иначе, если Конгресс США в 2017 году принял «Закон о противодействии противникам Америки», согласно которому Вашингтон определил Россию в качестве своего «противника» и даже «врага»? А в 2022 году относительный уровень военных расходов России заметно повысился по вполне понятной причине – начавшейся 24 февраля указанного года специальной военной операции на Украине.
Между прочим, следует учитывать, что в указанных четырех странах проживает в общей сложности 3 млрд человек, что составляет 37,5% всего населения Земли. Получается, что военные расходы в расчете на душу населения в странах блока НАТО были в семь с лишним раз выше, чем в группе четырех упомянутых «высоко милитаризованных экономик». А если сравнивать блок НАТО только с тремя странами (Китай, Россия, Индия), то превышение по показателю душевых военных расходов оказывается более чем восьмикратным.
Несмотря на явное доминирование стран НАТО по военным расходам над остальным миром, мы видим, что в НАТО готовится (и уже происходит) очередной «квантовый скачок» в военных расходах и гонке вооружений. Примечательно, что Вашингтон делает все возможное для того, чтобы «квантовый скачок» произошел за счет его союзников по НАТО, многие из которых, по мнению Вашингтона, непростительно уклоняются от выполнения своих обязательств по блоку.
Суммарная величина ВВП 30 стран блока в 2022 году составила 46,95 трлн долл. На США пришлось 25,46 трлн долл. Получается, что на все страны блока за исключением США (это Канада и страны Европы) пришлось 45,8% суммарного объема ВВП всех 30 стран НАТО. А их доля в военных расходах НАТО в 2022 году составила, по оценкам секретариата блока, лишь 31,3 процента. А раньше и этого не было. Так, в 2014 году на Канаду и Европу приходилось лишь 27,5% военных расходов НАТО. Отставание партнеров США проявлялось в том числе в том, что почти ни у кого относительный уровень военных расходов не приближался к американскому уровню, который со времени основания НАТО никогда не опускался ниже 3% ВВП.
Не раз на разных встречах представителей стран-членов блока ставилась задача о повышении военных расходов хотя бы до планки в 2% ВВП (кажется, первый раз такое предложение прозвучало вскоре после событий 11 сентября 2001 года, когда Вашингтон от имени НАТО объявил «войну международному терроризму»).
Свою лепту в дело убеждения европейских союзников увеличить военные расходы внес президент США Дональд Трамп. На саммите НАТО 2018 г. Трамп призвал союзников «немедленно» повысить свои военные расходы до 2% ВВП. В противном случае грозил, что Америка не будет выполнять своих обязательств по военной защите нарушителей.
В 2014 году только три страны организации держали такой уровень. В 2016 году их стало пять. В 2019 и 2020 гг. не менее 2% ВВП тратили на оборону уже девять стран НАТО, в 2022 г. – 11. Но еще 19 стран «не дотягивали».
Среди вписавшихся в норматив по итогам позапрошлого года, по данным самого блока, на первом месте среди европейских стран оказалась Греция с долей 3,54% ВВП (что даже выше показателя США, равного 3,46%). Далее следовали такие «дисциплинированные» члены НАТО, как Польша, Эстония, Литва, Румыния, Венгрия, Латвия, Великобритания. Не дотягивали до норматива члены «Большой семерки» Франция и Италия, а также Турция (последняя, между прочим, является второй по численности вооруженных сил в НАТО после США). Наиболее отстающими по итогам 2022 года оказались: Германия (1,49%), Испания (1,09%) и Люксембург (0,62%).
На саммите НАТО в Вильнюсе 11 июля 2023 г. были приняты решения, исходящие из того, что в любой момент может начаться большая война или серьезный вооруженный конфликт с «недружественными» странами (среди них на первом месте – Россия). Следовательно, в блоке необходима военно-экономическая мобилизация. В итоге минимальный уровень военных расходов в 2 процента ВВП из «пожелания» и «рекомендации» превратился в обязательный норматив для всех стран-членов блока. И отстающие страны должны представить обоснованные и разумные сроки достижения указанного норматива. Были установлены и некоторые другие нормативы. В частности, не менее 20% военных бюджетов должны идти на закупку новых вооружений и военной техники, научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). По этому показателю у ряда европейских членов блока еще более серьезное отставание.
Из европейских стран НАТО в 2023 г., согласно предварительным оценкам самого блока, больше всех военные расходы нарастила Польша – в 1,64 раза (по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах). Также существенные приросты продемонстрировали (%): Румыния – 46; Венгрия – 33; Дания – 20; Чехия – 11 и др.
Согласно предварительным оценкам, по итогам 2023 года на первом месте в Европе по относительному уровню военных расходов оказалась «ударная» Польша (3,9%). Она даже опередила традиционного лидера США, у которых показатель был оценен в 3,49%. Между прочим, в прошлом году «исправилась» хронически отстававшая Германия. Премьер страны Олаф Шольц обещал выполнить норматив военных расходов в 2024 г. А вот, согласно опубликованным в нынешнем феврале агентством DPA данным, Берлин впервые потратил на военные нужды в прошлом году 73,41 млрд долл., что составило 2,01% ВВП. Отчасти этот нежданный успех был достигнут благодаря тому, что в прошлом году ВВП Германии сократился на 0,3%.
Пока еще нет полной картины военных расходов в мире в 2023 году. Вместе с тем генсек НАТО уже заявил, что по итогам прошлого года военные расхода блока выросли на 11%. Генеральный секретарь НАТО назвал это «беспрецедентным ростом». 13 февраля агентство Блумберг со ссылкой на IISS сообщило, что за десятилетний период (2014-2023 гг.) военные расходы стран НАТО увеличились на 32%. Сопоставление двух цифр (11% и 32%) приводит к выводу, что в прошлом году произошло сильное «ускорение» роста военных расходов.
15 февраля в Брюсселе проходила встреча министров обороны стран НАТО. Кое-что из того, что обсуждалось на встрече, попало в СМИ. В частности, некоторые детали планов НАТО на ближайшее будущее. В частности, руководство НАТО рассчитывает, что 18 из 31 члена блока доведут свои расходы на оборону до 2% ВВП в 2024 г., что позволит достичь общего объема ассигнований европейских стран и Канады в 380 млрд долл.
Отчасти руководству блока НАТО проводить военно-экономическую мобилизацию в Европе помогает Дональд Трамп, который включился в президентскую гонку 2024 года. В то время, когда в Брюсселе проходила встреча министров обороны, бывший президент США сделал серьезное предупреждение отстающим европейским членам блока через своего помощника Кита Келлога. Последний сказал, что когда Трамп вновь придет в Белый дом, то откажет в военной помощи тем странам, которые не успеют сделать минимальный (т. е. двухпроцентный) взнос в дело укрепления НАТО.
Одним словом, натовский маховик гонки вооружений раскручивается на наших глазах. И Россия должна это учитывать.