Кто победит в латвийской гонке в Европарламент?

Кто победит в латвийской гонке в Европарламент?

Невесёлый «европейский» выбор: атлантисты-либералы или «традиционалисты» – пещерные русофобы

Латвийская политическая система характеризуется практически перманентными выборами: в сейм, муниципальными и в Европарламент. Они разнесены по времени, предвыборные кампании начинаются более чем за полгода. А если вспомнить ещё про выборы президента, которые, хотя и проходят кулуарно в парламенте, а иногда, как было с избранием президента Латвии Валдиса Затлерса, в зоопарке (договорённость об избрании Затлерса президентом была достигнута во время посещения группой латвийских политиков и олигархов рижского зоопарка. – Прим. ред.), то можно видеть, что политическая жизнь республики не затихает. 

В 2022 году прошли выборы в сейм, которые ознаменовались соревнованием латвийских политиков в антироссийских действиях. Заваренную тогда кашу с лишением граждан России ВНЖ до сих пор разгрести не могут. В 2023-м избрали нового президента Латвии Эдгараса Ринкевича, что привело к последующему падению правящей коалиции с участием «Национального объединения». А вот теперь в республике бушуют страсти по евровыборам, которые состоятся 8 июня. На кону 9 мест в ЕП. 

Основная интрига выборов – кто займёт первое место. Вылетевшие впервые в новейшей истории Латвии из правящей коалиции наследники «тевземцев» (тевземцами называют представителей созданной в 1993 году радикальной правой партии «Отечеству и свободе / ДННЛ», которая в 2010 году вошла в состав ещё более правого «Национального объединения» или фактически управляющее республикой «Новое единство». По последним социологическим опросам, опубликованным Центром изучения общественного мнения SKDS, эти две политические силы идут вровень, занимая первое и второе места. 10,2 процента у «Нового единства» и 10 процентов у «Национального объединения» (НО). 

«Победят на выборах в ЕП представители "Нового единства", они подтвердят своё моральное право руководить правительством. А вот если верх возьмёт "Национальное объединение", это может поставить под вопрос устойчивость и без того шаткой правящей коалиции», – отметил в беседе со мной один из депутатов сейма. 

Надо отметить, что против «Нового единства» играет выдвижение в числе кандидатов в Европарламент откровенно «хромой утки» бывшего премьера и нынешнего главы латвийской дипломатии западного латыша Кришьяниса Кариньша. Дело в том, что буквально недавно в СМИ были слиты сведения о его перелётах частными самолётами за счёт бюджета. Что вызвало крайне негативную реакцию в латвийском обществе. Боюсь, что уравновесить такую «хромую утку» не сможет даже присутствие в списке константы латвийского личного успеха заместителя председателя Еврокомиссии Валдиса Домбровскиса. 

Напротив, «Национальное объединение» выставило на выборы сильный список, лидерами которого являются многолетний депутат ЕП респектабельный Роберт Зиле и бывший спикер Сейма Латвии и министр обороны Инара Мурниеце. После состоявшейся в Латвии под давлением «Нового единства» легализации партнёрских отношений, против чего выступало «Национальное объединение», НО во время предвыборной кампании имеет шансы мобилизовать свой консервативный электорат и на этой теме.

Отмечу, что «Национальное объединение» причудливым образом сочетает в своей идеологии борьбу за традиционные ценности (так же как «Право и справедливость» в Польше или Консервативная народная партия в Эстонии) с пещерной русофобией и преклонением перед СС. 

Самым одиозным примером в этом ключе является член правления НО, глава Огрской краевой думы поклонник легионеров СС Эгилс Хелманис. Он время от времени доводит до бешенства либеральную общественность Латвии своими постами в социальных сетях, в которых выступает против «либерализма и глобализма». Да и против самих соцсетей, считая их «угрозой безопасности Латвии». Что, правда, не мешает ему в них писать свои посты. 

«Национальное объединение» опирается при этом на латышскую глубинку, неформальной столицей НО является Огре. «Новое единство» же ориентируется на европейски ориентированных латышей как в городах, так и провинции. И вот это обстоятельство может сыграть в пользу «Нового единства». Сельский электорат в Латвии, являющийся опорой НО, слабо интересуется европейской повесткой, что сказывается на явке на евровыборы. Наоборот, городские жители и европейски ориентированные сельские, являющиеся основой электората «Нового единства», как раз интересуются европейскими делами и мотивированно участвуют в выборах в ЕП. Что, возможно, и решит исход соревнования «Нового единства» и НО на выборах в ЕП.