Что мы знаем об Эквадоре? Что это небольшая экзотическая страна в Южной Америке, окруженная горами. Там водятся ягуары и пумы. И растут бананы. Эти фрукты – основная статья экспорта республики. И едва ли не главный потребитель эквадорских бананов – Россия. Подобное обстоятельство сыграло решающую роль в недавних политических событиях.
Президент Эквадора Даниэль Нобоа хотел провернуть одно выгодное дельце – отдать США старое советское вооружение, которое американцы собирались потом переправить на Украину. Современное, переданное Незалежной Западом, за два года СВО было успешно утилизировано Российской армией. И Зеленский, попавший в катастрофическую ситуацию, рад принять и военные раритеты. Впрочем, они ещё вполне годны к употреблению, что показывает, как вдумчиво и дальновидно работал советский военно-промышленный комплекс. СССР уже тридцать с лишним лет как нет, а его вооружение есть и по-прежнему ценится…
Но это так, к слову. За старое вооружение, которое намеревался передать Эквадор (по 18 экземпляров РСЗО «Град» и ЗРК «Оса», а также несколько вертолетов Ми-8), американцы готовы были дать его армии современное оснащение на сумму 200 миллионов долларов. Вроде выгода налицо, однако…
Из Москвы послышался спокойный и решительный голос протеста. И напоминание, что по условиям давнего соглашения Кито с Москвой советское вооружение не разрешалось передавать третьим странам. На что Нобоа притворно удивился – да ведь это же металлолом, годный только на переплавку! И потому никакого нарушения договора нет.
Дипломаты РФ возразили властям южноамериканской республики, что за металлолом не дают 200 миллионов долларов. И предупредили, что, если такой «обмен» состоится, он будет расценен как нарушающий нейтралитет Эквадора и, главное, враждебный России. Ведь из оружия, которое могут передать Украине, будут убивать русских солдат.
Между прочим, подобную сделку США предлагали и другим странам Южной Америки, у которых тоже есть советское вооружение. Но согласился только Эквадор. Колумбия, Венесуэла, Никарагуа отказались. Бразилия не стала передавать американцам немецкие танки Leopard, зная, что они пойдут на вооружение ВСУ. То есть в очередной раз дали понять, что не желают ввязываться в далекий от них во всех смыслах конфликт.
…После грозного предупреждения Эквадору Москва начала поиски новых поставщиков бананов. Потому что в эквадорских фруктах Россельхознадзор обнаружил вредные мухи-горбатки. Схожая беда случилась с гвоздиками, которые РФ экспортировала из той же страны. Они подверглись набегу паразитов: цветочных трипсов. И перед ними поставили заслон.
Представители пяти эквадорских компаний-экспортеров бананов, на которых обрушились вредители, намека не поняли и стали уверять, что их фрукты совершенно чистые и прошли все требуемые проверки. Но на эти слова в Москве никто не обратил внимания. Тем временем фрукты, предназначенные для отправки в Россию, стали портиться. Поставщики сначала забеспокоились, а потом и вовсе запаниковали – куда им девать такую прорву бананов?
На короткое время бананов в российских магазинах стало заметно меньше. И это очень встревожило их многочисленных любителей. Ведь эти фрукты были спутниками нескольких поколений. Их с аппетитом поглощали при Сталине (сам вождь их любил), Хрущёве, Брежневе, Горбачёве…
Сначала СССР экспортировал бананы из Китая и Вьетнама. Но с Китаем Кремль рассорился, а во Вьетнаме началась война, и бананы из этих стран с прилавков исчезли. Но потом появились другие – уже из Гвинеи. Так президент этой страны Секу Туре расплачивался с Москвой за поставки стратегических товаров.
Ближе к концу 60-х годов в Советском Союзе появились бананы из Эквадора. И с тех пор их поток не иссякал. Их везли в огромных количествах, но аппетит у советских людей был еще больше. И очереди за бананами не становились меньше…
Казалось, что Россия прервёт многолетнюю традицию и откажется от экспорта из Эквадора. Если бы это произошло, эта страна ежегодно теряла бы не менее 7 миллиардов долларов. Плюс издержки от эмбарго на гвоздики…
Однако у президента Эквадора оказалась прекрасная реакция, почти как у его однофамильца, футболиста Кристиана Нобоа, который много лет играл в России. Он попросил срочную встречу с российским послом в Эквадоре Владимиром Спринчаном. Во время очень теплой беседы глава государства заверил, что его страна «не может позволить втянуть себя в конфликт на чьей бы то ни было стороне». Вскоре стало известно, что сделка с США не состоится.
После этого сообщения мухи-горбатки в бананах исчезли. А в гвоздиках пропали цветочные трипсы. Россельхознадзор снял ограничения, и бананы, и гвоздики по старой, испытанной дороге отправились в Россию. Вот на какие чудеса способна дипломатия!
В интервью эквадорскому интернет-порталу Primicias Спринчан рассказал, что Нобоа выразил намерение укреплять дружеские связи с Россией, «продемонстрировав полную открытость и готовность развивать связи». Но он не стал говорить, что натолкнуло на такое решение. Хотя это и так понятно.
Президент Эквадора позаботился не только о своей стране, бюджет которой мог серьезно пострадать. Возможно, он даже больше тревожился о собственном капитале. Ведь Нобоа – выходец из одной из богатейших семей Латинской Америки, наследник огромной банановой империи, в которую входит один из самых известных в мире фруктовых брендов Bonita bananas. Продажа бананов – его семейный бизнес.
«Есть ещё один важный момент: Эквадор не является прямым военным союзником американцев, однако Соединенные Штаты планируют построить в стране крупную военную базу, – пишет итальянский интернет-ресурс L'Antidiplomatico. – Поэтому не исключено, что посол Спринчан намекал на то, что Москва расценит появление такой базы отнюдь не как проявление дружбы».
Тот же L'Antidiplomatico резонно предположил, что на поведение Нобоа оказали влияние и последние события на театре военных действий Украины, а именно взятие Вооруженными силами РФ Авдеевки. Он просто понял, за кем сила. А с сильными предпочитают не конфликтовать. А лучше – сотрудничать.
Сама же Россия ещё раз доказала, что для южноамериканских стран она является авторитетным партнером. Кроме того, Москва дала ясно понять, что, отстаивая свои интересы, она готова действовать жестко и бескомпромиссно. Похоже, что это новое веяние в политике РФ. Раньше в ней превалировала мягкость и терпеливость. Но, кажется, это осталось в прошлом.