Он был патриотом своей Родины. Этот бесстрашный и хладнокровный человек, блестяще говоривший по-немецки, заводил знакомства с врагами, входил в доверие, обводил их вокруг пальца. Они думали, что Пауль Зиберт – немец из Восточной Пруссии. Но это была «легенда». Белокурый обер-лейтенант с Железным крестом на самом деле был русский, родом из Свердловской области.
Для разведывательно-диверсионной работы в тылу немецкой армии была сформирована «Особая группа при наркоме внутренних дел СССР». Ее возглавил старший майор государственной безопасности Павел Судоплатов. В эту группу был зачислен опытный агент НКВД Кузнецов.
Летом 1942 года его направили в партизанский отряд специального назначения «Победители», который действовал на Западной Украине, недалеко от Ровно – столицы рейхскомиссариата Украины. Но сначала он на несколько месяцев был «заключен» в лагерь военнопленных под Красногорском. Там Кузнецов пополнил свой словарный запас, научился общаться с немцами. Да и просто входил в образ. Выходило удачно – враги ему доверяли, были уверены, что он свой…
Кузнецов, в совершенстве владевший многими видами оружия, делал свою работу решительно и хладнокровно. Пришедшие на его землю грабить и убивать заслуживали только одного – смерти. За 16 месяцев работы в тылу врага Кузнецов уничтожил при содействии партизан одиннадцать важных «объектов» – высокопоставленных нацистов. И это, не считая десятков солдат вермахта, СС, полицаев, бандеровцев, других предателей родины.
Нельзя не отметить героизм и мужество других бойцов отряда. Они уничтожили около двух тысяч солдат и офицеров вермахта и около четырех тысяч националистов. На их счету 120 боевых операций, во время которых были взорваны более 80 эшелонов с живой силой и техникой противника.
Кроме того, Кузнецов передал в Центр информацию о ставке Гитлера под Винницей «Волчье логово». Получил сведения о подготовке немецкого наступления на Курской дуге. И первым из советских разведчиков узнал о подготовке операции «Длинный рывок» - теракта против глав антигитлеровской коалиции во время Тегеранской конференции. Благодаря своевременному предупреждению планы нацистов удалось сорвать.
О деятельности Кузнецова написано немало книг. Одна из них – биографический роман «Сильные духом», написанный командиром отряда «Победители» Дмитрием Медведевым. Он рассказал, что 17 января 1944 года разведчик уехал на машине со старыми документами на имя Пауля Зиберта. Ему «выписали» командировочное удостоверение во Львов и Краков «по служебным делам». С ним были еще двое партизан – Иван Белов и Ян Каминский.
Кузнецов вполне мог остаться в отряде. Шло наступление Красной армии, и не за горами было освобождение Украины. К тому же он и без того проделал огромную работу! Но,видимо, месть разведчика лютым врагам оставалась неутоленной, он хотел еще пополнить свой боевой счет. Наверняка Кузнецов и его товарищи понимали, что отчаянно рискуют – их было всего трое, а врагов, с которыми предстоит встретиться, – без счета. Но не стали беречь себя…
«Так мы расстались с Кузнецовым и были уверены, что через неделю-другую встретимся у Львова, но все повернулось иначе, – писал Медведев. – Дня через четыре мы узнали от связного из Луцка, что Николай Иванович с Каминским и Беловым пробыли в Луцке двое суток и потом выехали во Львов. Почему он так долго был в Луцке, неизвестно...»
Партизанский отряд благополучно миновал вражеские заслоны и оказался на земле, отвоеванной у немцев. Медведева, у которого обострились проблемы со здоровьем, направили в госпиталь. Но его мысли все время возвращались к Кузнецову. Где он теперь, жив ли?..
Разведчик дал знать о себе неожиданно. Медведев слушал по радио последние известия. И вдруг… «Стокгольм. По сообщению газеты «Афтенбладет», на улице Львова среди бела дня неизвестным человеком, одетым в немецкую форму, были убиты вице-губернатор Галиции доктор Бауэр и высокопоставленный чиновник Шнайдер. Убийца не задержан».
Медведев сразу понял, что это Кузнецов. Другие сведения о разведчике появились лишь через несколько лет…
В документах львовского гестапо была обнаружена копия телеграммы-молнии, отравленной в Берлин. В ней говорилось: «2 марта 1944 года отрядом жандармов были захвачены в лесу три советских парашютиста. Арестованные имели фальшивые немецкие документы, карты, немецкие, украинские и польские газеты, среди них «Газета Львовска» с некрологом о докторах Бауэре и Шнайдере, а также отчет одного из задержанных о его работе. Этот агент (по немецким документам его имя Пауль Зиберт) опознан…»
В книге Медведев рассказал, что в июле 1943 года, уходя на очередное задание, Кузнецов оставил письмо. На конверте было написано: «Вскрыть после моей смерти». Увы, это время наступило.
«Я люблю жизнь, я еще молод, – писал Кузнецов. – Но если для Родины, которую я люблю, как свою родную мать, нужно пожертвовать жизнью, я сделаю это. Пусть знают фашисты, на что способен русский патриот и большевик. Пусть они знают, что невозможно покорить наш народ, как невозможно погасить солнце…»
В ноябре 1944 года Николаю Кузнецову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Тогда еще не были известны обстоятельства его гибели.
Писатель Теодор Гладков в книге «Кузнецов. Легенда советской разведки» пришел к выводу, что, вероятнее всего, он и его товарищи после долгих блужданий по лесам наткнулись на бандеровцев, переодетых в форму красноармейцев. И только в последний момент поняли роковую ошибку…
Было установлено место захоронения разведчика и экспертиза доказала, что останки действительно принадлежат Кузнецову. Эта версия стала официальной: в справочнике «Герои Советского Союза было сказано, что он «в ночь на 9.03.44 у села Боратин (Бродовский р-он Львовской обл.) был окружен бандеровскими бандитами, подорвал себя и приблизившихся к нему врагов гранатой».
В июле 1960 года останки Кузнецова перезахоронили на воинском кладбище «Холм Славы» во Львове. Это было символично – в тех местах Кузнецов воевал, неподалеку принял последний бой. Его вклад в освобождение Украины от нацизма неоценим – за это святое дело он отдал свою жизнь.
Имя Николая Кузнецова было увековечено в названии города на Украине. Ему были посвящены памятники, мемориальные музеи в Ровно и Львове. Увы, все это исчезло – безумная власть на Украине, симпатизирующая бандеровцам и нацистам, пытается стереть память о герое, защищавшем от этих головорезов республику.
Исчезло с карты Украины и имя командира партизанского отряда «Победители» Дмитрия Медведева. Сначала снесли его памятники, затем лишили имени улицу в Виннице. Зато расположенную неподалеку другую улицу и два переулка назвали в честь бандеровца Емельяна Грабца, который вместе с немцами занимался «окончательным решением еврейского вопроса».
Власти Украины не только стремятся уничтожить память об истинных героях, но и распускают мифы, что масштабы партизанского движения в республике были гораздо меньше, чем движение националистов и других пособников оккупантов. Конечно, это не так: в рядах партизан сражались примерно 250 тысяч человек, а бандеровцев воевало раз в шесть меньше! Уместно напомнить, что на Украине наводили страх на врагов мощные рейды по немецким тылам отряда Сидора Ковпака.
Кстати, и он попал в число врагов нынешних оголтелых властителей Украины…